Интервью с Антоном Табахом, старшим аналитиком компании "Уралсиб"


На наши вопросы ответил Антон Табах, старший аналитик компании «Уралсиб»

-чем отличаются подходы к обучению в России и США?

-что больше всего запомнилось из студенческой жизни?

-каким образом современный экономист может повышать квалификацию после университета?

Интересно? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете узнать, прочитав это интервью.

Антон, Вы закончили бакалавриат, аспирантуру и защитили кандидатскую диссертацию на экономическом факультете МГУ. А почему магистратуру Вы предпочли закончить в США? Чем отличаются подходы к изучению экономики в России и США?

Бакалавриат в МГУ я не заканчивал – уехал после второго курса и получал диплом бакалавра в США. Ровно также не заканчивал аспирантуру – будучи достаточно опытным исследователем, я стал соискателем под научным руководством А.А. Аузана. Так что до получения диплома кандидата наук моим единственным российским дипломом был «красный диплом» ЭМШ. На вопрос, почему надо было изучать экономику не в России, в 1993 и в 1996 году отвечать было легко – в то время адекватные и соответствующие мировым стандартам программы обучения экономике, а тем более финансам в России отсутствовали как явление и только начинали появляться. В те годы большинство преподавателей одновременно с нами осваивали экономику вместо марксистской псевдонауки. Подчеркну, что лженаука относится исключительно к тогдашней догматичной «политической экономии», в отраслевой экономике как раз были достаточно интересные исследования и адекватные специалисты, хотя и ограниченные догмами. Этой проблемы в МГУ нет уже больше 15 лет. По моему (не слишком большому) опыту преподавания, а также по общению с более молодыми выпускниками, у меня нет ощущения, что в 2012 году есть существенные отличия в подходе и наполнению программ.

Что больше всего запомнилось Вам из студенческой жизни? Продолжаете ли Вы общаться со своими бывшими однокурсниками? Кто из них наиболее успешно себя проявил после МГУ, на Ваш взгляд?

Запомнился процесс поступления – сдавать экзамен по «Истории СССР» в июле 1991 года было, скажем так, интересно. Запомнились преподаватели и сам процесс обучения экономике на фоне «шоковой терапии» и полной трансформации российской экономики. Наш курс был весьма успешным, так что бывшие соученики встречаются мне регулярно. С однокурсниками я общаюсь, в том числе по работе – мой шеф был моим одногруппником, но все-таки больше общаюсь и работаю с коллегами по ЭМШ разного возраста.

Антон, Вы сейчас работаете старшим аналитиком инвестиционной компании «Уралсиб». Какие знания, полученные Вами в МГУ, пригодились больше всего? И каким образом современный экономист может повышать квалификацию после МГУ?

Базовые знания по математике и истории, безусловно, пригодились. Про курсы экономики, преподанные в 1991-93 годах, этого сказать нельзя. Самое главное – в ЭМШ и в МГУ мне привили университетскую культуру и научили анализировать любую проблему с разных сторон, а также подвергать сомнению догмы и общепринятые мнения. Что касается повышения квалификации, то есть масса программ по сертификации и самоподготовке. Крайне полезно обучение за рубежом – как минимум для умения жить в незнакомой среде. К коллекционированию дипломов без явной цели их использования – а это частая российская забава – отношусь как к переводу средств (и своих, и казенных), времени и сил.

В этом году ЭМШ и экономический факультет проводят второй Открытый чемпионат школ по экономике. Как Вы относитесь к такого рода интеллектуальным конкурсам? В своё время Вы бы поучаствовали в нем?

Да, конечно. В старших классах я участвовал в конкурсах, даже занимал призовые места на Экономико-Математической олимпиаде по экономике, которая является предшественником ОЧ. Очевидно, что отношусь я к ним очень хорошо – они помогают улучшить понимание проблемы и повышают вероятность осознанного выбора профессии.

В рамках Открытого чемпионата проходит не только индивидуальный, но и командный этап. Вы работаете в сфере, где работа в команде имеет огромное значение. Дайте несколько советов участникам чемпионата – по какому принципу нужно составлять команду, какие существуют возможные варианты распределения ролей внутри неё.

  • Обязательно нужен если не лидер, то координатор – без этого обсуждение быстро пойдет вразнос.
  • Необходим ответственный за фиксирование внешней информации.
  • Самое главное в команде – взаимное уважение.

Вы очень много публикуете статей по экономической тематике. Подскажите, какие информационные ресурсы лучше использовать школьникам для подготовки к Открытому чемпионату?

Во-первых, регулярно читать Ведомости, а при хорошем знании английского языка (без которого изучать экономику бессмысленно) – FT и The Economist. Из российских источников рекомендую Форбс.ру, слон.ру (дисклеймер – я время от времени публикуюсь на обоих сайтах). А вообще, ОЧ требует в первую, во вторую и третью очередь не столько знание формул или текущего уровня доходностей по облигациям Республики Кирибати, а умение считать и здравый смысл.

Add yours ↓

Comments are closed.