Андрей Реус
Андрей Георгиевич Реус — генеральный директор ОАО ОПК «ОБОРОНПРОМ», выпускник Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1983)
Как Вы считаете, какими качествами должен обладать современный экономист, чтобы добиться успеха?
Экономическое образование, на мой взгляд, — это важный инструмент для решения управленческих задач. Экономика – это сложные системы взаимоотношений, переплетение интересов различных коллективов, которые требуют грамотного управления. Но когда меня спрашивают, каким должен быть экономист, я отвечаю: «Нормальным, образованным, современным человеком». В любом случае базовое экономическое образование для управленца необходимо.
Вы много лет посвятили государственной службе, а сейчас возглавляете открытое акционерное общество. Есть ли разница между компетенциями, которыми должен обладать управленец в этих сферах?
Это, конечно, абсолютно разные виды деятельности. Они требуют разного опыта, иногда даже разного понимания, разной ментальности. В коммерческом секторе надо принимать решения, создавать продукт, то есть предпринимать много прямых жёстких действий, которые должны давать конечный результат, и понимать условия и ограничения окружающей среды. На государственной службе – другой масштаб деятельности: работа над созданием условий и ограничений, обеспечивающих возможность эффективной деятельности хозяйствующих субъектов. Сейчас я работаю в тех областях хозяйственной практики, которые тесно связаны с решениями задач буквально государственного уровня. Поэтому для меня большим подспорьем является наличие опыта работы в государственном секторе.
Как Вы считаете, своей успешной карьерой вы чем-то обязаны ЭФ МГУ, вообще МГУ? Может быть, широтой знаний которые он дает?
Конечно, обязан. Во-первых, потому что меня не выгнали с первого курса.
А собирались?
Да, но в итоге я отделался строгим выговором в учетной карточке комсомольца за нехорошее поведение, которое иногда допускал. Я продолжил обучение, вовремя получил диплом и был принят на работу.
С удовольствием вспоминаю время, проведенное на Экономическом факультете МГУ. Во-первых, я был молод, и мне было интересно и весело жить. Во-вторых, у нас была очень хорошая группа. И хотя прошло уже почти 30 лет, мы до сих пор видимся, пересекаемся. У нас остались самые хорошие воспоминания от «альма-матер».
До сих пор помню некоторых преподавателей. Например, профессора Цаголова Николая Александровича, Попова Гавриила Харитоновича, профессора Полонского. Профессор Ясин читал нам лекции. Дипломную работу по бригадной форме организации труда я готовил на кафедре профессора Егиазаряна.
Еще у нас была очень красивая преподавательница английского языка: мужскую часть группы не надо было уговаривать ходить к ней на занятия. И я убеждён, что знание иностранного языка для экономиста – это тоже важнейший элемент его успеха.
Один из профессоров – Емельянов — читал курс по экономике сельского хозяйства. Причём читал предельно интересно, несмотря на — как нам казалось первоначально — скучную тему. Он так жестко и неожиданно для всех формулировал вопросы, что заставлял работать мозги, пробуждал интерес к тому, как жизнь устроена на самом деле. А это не очень приветствовалось в советское время.
Небесполезными были и стройотряды. Это, собственно говоря, и была живая экономика: зарплату распределяли по КТУ (коэффициент трудового участия – прим. Открытого чемпионата). Для меня это было особенно интересно, так как в своей дипломной работе я описывал механизм КТУ. А когда мы были в стройотрядах, там как раз по КТУ и делили деньги: можно было видеть, как на людей влияла подобная форма делёжки денежных знаков.
А какие знания, которые вы получили в Университете, сейчас наиболее Вами востребованы? И каких, может быть, не хватает еще на том, базовом, уровне, который закладывается в студенчестве?
Закончив факультет 30 лет назад, я не задумывался тогда над этим вопросом. Важно то, что Московский Университет — это известное учебное заведение с преподаванием на высоком уровне. Я получил набор знаний, который позволил мне начать работать, и привычку задумываться над происходящим. Я всегда пытался принимать активное участие в изменениях, реформах в тех организациях, в которых я работал. Не всегда это получалось, но я не оставлял попыток. Это, конечно же, было следствие того, что мне и моим однокурсникам во время учёбы были даны правильные представления о должном, которые не совсем соответствовали советской действительности. Тогда же бытовала такая формула: «Выкинь диплом, забудь всё, чему тебя учили в вузе – и тогда приходи на работу». Я же не стал ничего забывать.
После Университета я сразу уехал в Челябинск, где и проработал лет восемь. В Москву вернулся только через 15 лет.
Кстати, перед нашей беседой я готовился к лекции для студентов. Размышлял, как передать тот опыт работы, который есть, нарисовать им реальную картину деятельности, в которую они могут попасть, показать перспективы, рассказать о стратегиях. Я думаю, что в условиях нынешнего образования необходимо, чтобы студенты как можно раньше знакомились с реальной действительностью, в которой планируют работать: они должны понимать, какие умения и навыки им понадобятся.
Если брать в качестве примера нашу корпорацию, основным производственным процессом у нас является управление знанием. Это означает, что выполнение сложных производственных задач невозможно без определенного набора навыков, умений, знаний, понимания, определенной ментальности. Нам приходится «доготавливать» людей: мы создали корпоративный университет, начинаем работать с ВУЗами, чтобы студенты попадали к нам уже на втором-третьем курсе, чтобы они начинали знакомиться с деятельностью непосредственно «на месте», начинали понимать, чего им не хватает, и устранять образующиеся пробелы. Это непростая задача: совместить образовательный процесс с деятельностью. Мы уже скоро до школы дойдем, потому что нам нужны целеустремленные, грамотные, жизнерадостные люди.
То есть сейчас приходят молодые специалисты не того уровня, какого бы Вам хотелось, поэтому Вам приходится их доучивать?
В подготовке молодых специалистов нам необходимо участвовать совестно с ВУЗами, потому что, как ни крути, ВУЗ не может понимать до конца все наши потребности. У нас есть кафедры в разных ВУЗах, мы сами готовим людей, так как знания очень быстро меняются. Высшее образование – это эпизод времени, когда человек учится в ВУЗе. Это, прежде всего, хорошее время, когда человек молод, ему должно быть весело и интересно. Наверное, очень много сидеть на работе ему не хочется, он предпочитает заниматься другими делами. Но это эпизод. Если человек работает в какой-либо системе, в первую очередь, в управленческой (управление производством, экономикой, финансами, чем угодно), и при этом не будет продолжать учиться, то он выпадет из деятельности.
Вы в шутку сказали, что скоро дойдете до школ. Как на самом деле могут крупные компании взаимодействовать со школами? Готовить детей уже в старших классах к пониманию того, кем они хотят стать, чем заняться?
Компании начинают работать с будущими специалистами уже в старших классах: они восполняют недостаток школьного образования. Люди должны оканчивать школу и приходить в университет, как минимум, грамотными, с набором определенных знаний, потому что основные навыки у людей формируются в школьном возрасте. В 18 лет человек уже должен обладать навыками логического мышления, некоторым пониманием или видением того мира, в котором он живет, должен иметь определенные принципы. И, наконец, быть здоровым физически.
Мы уже начали работать со школами в Казани. Нам необходимо, чтобы в ВУЗ приходили люди определенного типа, чтобы образование не портило их, а развивало. Конечно, мы не отвечаем за всю систему образования, но мы создаем свою систему образования – корпоративный университет. Куда мы придем? Посмотрим. Я надеюсь, до детского сада мы не дойдем, но до старших классов мы доберемся точно!
Как Вы относитесь к идее проведения в 2011 года Командного чемпионата школ по экономике? Насколько Экономика – командный «вид спорта»?
Если ты не умеешь работать в командно-организованных системах, то ты – ничто, пустой звук. Я не против индивидуализма, особенно, если ты художник или поэт. Но если ты менеджер, если ты решаешь сложные организационные задачи и если ты при этом не командный игрок, то твоего вклада нет. В мое время была комсомольская организация – она давала некое представление о командной работе. Сейчас же такой организации нет, нужно организовывать что-то самим. Например, в виде открытого чемпионата: группы людей, которые объединяются в коллективы, находят формы командной работы и участвуют в соревнованиях.
А сами Вы, будучи школьником, согласились бы поучаствовать в таком командном чемпионате? Стали бы набирать команду, выбирать стратегию, может быть?
Будучи школьником, я всегда участвовал в различных соревнованиях, тем более командных. Например, мы макулатуру собирали, металлолом – это было здорово! Чего мы только не разбирали, чтобы собрать побольше металлолома. Мы же соревновались! И это тоже была своего рода экономическая олимпиада – кто больше притащит макулатуры, металлолома, то есть соревновательный момент! Молодежь должна тренироваться – это и спортивная закалка, и развитие характера. Потому что самое главное, с одной стороны — способность к систематической работе, а с другой стороны – игровая идеология, точнее — игровая–командная. Так что если вы будете систематически работать, сможете не быть чересчур серьезным, корректно общаться с людьми и разумно с ними вместе решать задачи — полагаю, успеха вы добьетесь.
То есть соревноваться нужно просто для того, чтобы готовить характер, развивать какие-то знания, а не для какого-то бонуса, который будет по окончании?
Ну, если дают, то можно и бонус или приз получить! Отказываться не надо!
Что бы вы пожелали участникам чемпионата?
Победы, победы, победы! Если идешь на чемпионат, то надо побеждать!
Корпорация «ОБОРОНПРОМ» — многопрофильная промышленно-инвестиционная группа в области машиностроении и высоких технологий. Входит в состав ГК «Российские технологии». Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО «Вертолеты России»), двигателестроение (УК «Объединенная двигателестроительная корпорация»), другие активы. Выручка предприятий в 2010 году превысила 190 млрд. руб.