Карина Худенко

Карина Худенко —  PwC, Partner, Tax & Legal Services, выпускница экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1996), кандидат экономических наук.

Карина, Вы добились значительных успехов в такой экономической сфере как консалтинг. Расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно этот путь? Что позволило Вам определиться со сферой деятельности и почувствовать собственную силу именно в этой области?

Мне сложно сейчас (по прошествии 17 лет с того момента, когда я пришла в консалтинг будучи студенткой второго курса эконом. факультета) сказать, был ли выбор идти в консалтинг осознанным и подкреплялся ли он чувством полной уверенности, что именно эта область деятельности станет моим призванием.  Одно я могу сказать абсолютно уверенно - консалтинг, и, в частности, большая четвёрка аудиторских фирм - исключительно правильное начало карьеры для выпускника, поскольку работа в такой компании как нигде даёт возможность применить знания на практике, увидеть работу различных предприятий, постоянно учиться, развить навыки общения с разными людьми, навыки эффективного управления своим временем и лично познакомиться со многими представителями бизнес-сообщества.

Как Вы считаете, какими качествами должен обладать экономист, в частности, новоиспеченный выпускник вуза, чтобы в дальнейшим добиться значительных успехов в карьере?

Качества, которые помогают добиться успехов что в карьере экономиста, что в карьере спортсмена, в целом одинаковые: трудолюбие, крепкие нервы, способность слушать и слышать других.  Успех экономиста скорее предопределяется знаниями, которые у него уже есть, и которые он хочет и способен ежедневно приобретать: экономика  - эта область, в которой читать и анализировать новые потоки информации и происходящие вокруг процессы надо ежедневно, иначе вы не экономист и не бизнесмен.

Вы являетесь выпускницей Экономического факультета МГУ. Факультет, в частности, и весь Университет в целом славятся фундаментальностью своих образовательных услуг. Что же касается практики, как Вы считаете, достаточно ли полученных именно в стенах Университета навыков и практических умений выпускнику для старта в бизнес-сфере?

Во-первых, я знаю, что Экономический факультет активно привлекает к преподаванию практиков и налаживает крепкие связи с компаниями - будущими работодателями выпускников.  Я хочу лично поблагодарить Василия Петровича Колесова и Ирину Георгиевну Телешову за те усилия и время, которые они посвящают встречам с работодателями (в числе которых ПрайсвотерхаусКуперс) и тому вниманию, которое они уделяют мнениям работодателей о требованиях к выпускникам.  Во-вторых, практические знания, на мой взгляд, всё равно вторичны, поскольку дают понимание того "что и как происходит сейчас", но не дают возможности видеть картину целиком, заниматься анализом и понимать суть тех или иных экономических событий, поэтому сохранение фундаментальных основ образования, таких дисциплин , как история экономической теории, математические дисциплины и многие другие, преподавание которых традиционно серьёзно ведётся на факультете, в конечном итоге приводит к тому, что выпускники факультета ярко выделяются на фоне огромного количества выпускников с экономическими дипломами.

Как устранять пробелы в знаниях выпускников, пришедших на работу в большую международную компанию? Как с этой проблемой справляется PWC?

При приёме на работу выпускников мы особое внимание уделяем их способностям и желанию учиться дальше - начав работу, в PwC каждый выпускник попадает на очень интенсивную программу непрерывного обучения, и поэтому выпускники, которые после окончания вуза хотели бы "немного отдохнуть от этой учёбы",  у нас работать не смогут - оценка работы каждого сотрудника в первую очередь зависит от того, как успешно он осваивает новые знания и применяет их на практике.  Здесь я хотела бы заметить, что программы интенсивного обучения для выпускников, пришедших на работу, существуют во всех странах, где работает PwC, поэтому наличие таких программ в нашем офисе не свидетельствует о каком бы то ни было критическом "пробеле" в образовании выпускников, которых мы берём на работу.  К тому же чтобы стать сотрудниками PwC выпускники проходят очень серьёзные и сложные тесты, которые отсеивают тех, у кого действительно есть пробелы в знаниях.

Несмотря на низкий уровень преподавания, а зачастую и вовсе отсутствие такой дисциплины как "экономика" в школьной программе, ежегодно конкурс в экономические вузы и на экономические специальности очень высок. Как Вы считаете, наличие каких способностей, склонностей и качеств у нынешнего школьника могут однозначно выявить его склонность к экономике, "направить" именно в экономическое русло?

Ещё будучи студенткой МГУ я сделала вывод, что экономист - это гибрид очень сильного математика и очень сильного гуманитария, и поэтому наиболее успешными экономистами становятся школьники, у которых в равной мере присутствуют знания в обеих областях, плюс большое желание разобраться в экономике и бизнесе - вот это и есть "идеальный" набор способностей и качеств будущего экономиста.  К сожалению, разделение многих школ на "гуманитарные" и "математические" с сильным упором только на одну область знаний существенно ослабляет шансы многих школьников получить достаточный уровень подготовки по математике, географии, истории, литературе и языкам, который нужен хорошему экономисту.

Поможет ли проведение Открытого чемпионата школ по экономике справиться с задачей отбора талантливых, мыслящих нестандартно школьников, которых через десяток лет можно будет встретить среди руководства крупнейших компаний или в свете академического общества?

Для меня призовое место на экономико-математической олимпиаде в своё время стало огромным стимулом и одновременно огромным толчком к дальнейшей учёбе, и я считаю, что желание учиться и чего-то добиться - огромная составляющая успеха, мы же все знаем людей талантливых и умных, но не желающих эти таланты применять на деле.  Поэтому если Олимпиада станет для кого-то из школьников таким же толчком и создаст стимулы очень серьёзно учиться дальше - цели Олимпиады будут достигнуты.

Принесет ли проведение Открытого чемпионата какую-то пользу бизнес-сообществу? Насколько в целом существование таких "юношеских" олимпиад представляет интерес для "взрослого" бизнеса?

Всё, что для школьников в очередной раз подчеркнёт важность и ценность образования и саморазвития, в конечном итоге несомненно принесёт пользу бизнес-сообществу и стране в целом.

Одной из особенностей Открытого чемпионата является проведение в рамках него командного тура. Как Вы думаете, экономика - это командный "вид спорта"?

Для участников из разных школ участие в командном туре - это прекрасная возможность как сравнить себя с другими будущими выпускниками, так и завести на "поле битвы" новых друзей - я уверена, много лет спустя навыки командной работы на олимпиаде пригодятся при решении каких-нибудь настоящих сложных задач в непростом мире бизнеса, а со старыми знакомыми задачи решать всегда проще.

Мы хотели бы попросить Вас оставить несколько пожеланий участникам Открытого чемпионата.

Кроме традиционных пожеланий успехов я бы хотела пожелать участникам вот что:

  1. Не жалейте себя, не давайте себе расслабиться — каждый день сейчас, каждая прочитанная книга и решённая математическая задача, являются кирпичиками в фундаменте вашего успешного будущего, вы даже не осознаёте пока, как много из того, что вы можете сделать сейчас, вам принесёт пользу в будущем.
  2. Побольше прислушивайтесь к родителям и советам старших — они вам желают только добра, и когда вы станете взрослыми, вы много раз скажите им спасибо за их строгость и настойчивость.
  3. Учите иностранные языки — совершенствуйте английский и обязательно выучите ещё один язык — мозг большинства людей так устроен, что языки гораздо легче выучить в юности.

PwC (PricewaterhouseCoopers)- крупнейшая в мире консультационно-аудиторская сеть, занимающеая лидирующее положение на каждом из рынков, где она работает.

Почитать другие интервью