Александр Бегунц

А. В. Бегунц

Бегунц Александр — российский математик, заместитель декана по новому приёму и работе со школьниками механико-математического факультета МГУ. Доцент кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ, учитель математики ГОУ СОШ № 54 ЦАО г. Москвы.

Вы из года в год работаете с талантливой молодёжью. Меняются ли школьники год от года?

Для начала, хочу сказать, что я не склонен как-то отделять «талантливую» молодёжь от «неталантливой». Наверное, правильно будет считать, что каждый талантлив, а вот в чём именно – это как раз и надо выявить, причём надо не только самому учащемуся, но и образовательному учреждению, работодателю, наконец, государству в целом. И здесь возникает вопрос о профессиональной ориентации, ведь добиться самореализации и раскрытия заложенных способностей можно лишь в той области, которая интересна и к которой есть способности. Открытый Чемпионат школ по экономике как раз и является одним из тех замечательных мероприятий, которые дают молодым людям возможность попробовать свои силы и примерить на себя конкретную область деятельности, почувствовать: «моё» это или «не моё». При этом любой результат окажется полезным для участника, расширит кругозор, быть может, скорректирует самооценку и подтолкнёт к дальнейшему поиску своего образовательного пути. Что же касается современных школьников, то, наверное, есть тенденция к большей прагматичности и нацеленности на успех. Очень многие задаются вопросами: кем и где я смогу работать по окончании вуза, в чём отличие подготовки по той или иной программе и т. д. В общем, абитуриенты склонны заранее продумывать возможные траектории.

Различается ли как-то уровень подготовки школьников из Москвы и из регионов?

В регионах России есть очень сильные школы, талантливые учителя, ежегодно готовящие выпускников, способных успешно преодолеть вступительные испытания (как в виде ЕГЭ, так и в традиционной форме) и показать высокие результаты на интеллектуальных состязаниях разного уровня. Здесь мне бы хотелось подчеркнуть, что поскольку для школьников из регионов обучение в Москве связано со сменой не только места жительства, но и всей обстановки, круга общения, ежедневного планирования времени, возникающий благодаря этому деловой настрой зачастую помогает быстро наверстать имеющиеся пробелы в подготовке (например, путём общения с однокурсниками или более старшими студентами).

Чем, по-вашему, сейчас являются олимпиады – способом выявления талантов или способом набора студентов? Обязательно ли олимпиада должна давать льготы при поступлении?

Конечно, цель олимпиадного движения – это, в первую очередь, выявление учащихся, одарённых в данной области, развитие их творческих способностей и пробуждение интереса к научно-исследовательской деятельности, стимулирование одарённых детей к дальнейшему развитию, а также популяризация научных знаний среди молодёжи.

С введением ЕГЭ в качестве основного инструмента отбора абитуриентов органичным и важным дополнением к нему стала система олимпиад, направленная на поиск и поддержку одарённых школьников не только в выпускных классах, но и на существенно более раннем этапе. Поскольку организаторами олимпиад в основном являются вузы, а они, разумеется, заинтересованы в зачислении наиболее сильных и мотивированных к обучению абитуриентов, наличие льгот для победителей и призёров олимпиад важно как для вузов, так и для школьников. Наличие таких льгот накладывает большую ответственность на организаторов олимпиады: необходимо обеспечить высокий уровень мероприятия во всех смыслах, от методического до организационного, и провести олимпиаду в чётком соответствии с действующей нормативной базой. Если же организаторы интеллектуального состязания не стремятся к установлению льгот для лучших участников (а такое бывает), они могут проводить его в соответствии со своими представлениями, например, популяризируя для школьников ту или иную научную область или содействуя профессиональной ориентации выпускников, что тоже немаловажно.

В этом году Открытый чемпионат школ по экономике, проводимый Университетом,  будет включать не только индивидуальный, но и командный тур. Как вы относитесь к тому, что на олимпиаде теперь нужно выступать не только за себя, но и думать о команде?

В жизни большинство работает именно в команде, которой можно считать любой коллектив сотрудников. Умение работать в коллективе – важное качество для любого человека. Во многих областях деятельности добиться чего-либо в одиночку, не работая в команде, практически невозможно. Более того, навыки работы в коллективе, умение грамотно распределить функции в соответствии с индивидуальными способностями и поддерживать чёткую координацию действий крайне важны для будущего руководителя. Таким образом, проведение командного тура можно только приветствовать.

Как Вы думаете, возможно ли распространение «командного формата» на олимпиады других факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова?

Конечно, возможно, ведь здесь речь идёт именно о формате проведения, а не о содержательной составляющей, которая может быть различна. Надо сказать, что на поле командных соревнований игроки есть. Скажем, в Москве проводятся математические бои и математические регаты между командами школьников, начиная с 7 класса; проходит Московская командная олимпиада по программированию. Мы с Вами знаем, какая огромная работа стоит за хорошей организацией любого массового мероприятия для школьников, и насколько велика роль энтузиастов, являющихся основной движущей силой при проведении таких интеллектуальных состязаний. Поэтому инициатива проведения командных олимпиад должна основываться на наличии команды (опять таки!), готовой взяться за этот нелёгкий труд. Думаю, что накопленный организаторами Чемпионата опыт может быть востребован при подготовке командных мероприятий на других факультетах Московского университета.

Что бы Вы хотели пожелать участникам?

Всем участникам Чемпионата я желаю не бояться пробовать свои силы в разных областях, стремиться раскрыть свои способности и, в конце концов, найти себя.