Олег Ицхоки
Олег Ицхоки — профессор экономики и международных отношений Принстонского университета, выпускник экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (2003).
Олег, будучи школьником, Вы как медалист поступили на Экономический факультет МГУ, затем закончили магистратуру РЭШ, поступили на Ph.D. в Принстон, Стэнфорд, Гарвард и МТИ, закончив Гарвард, стали профессором Принстона. Это впечатляет! Вы точно должны знать ответ на вопрос, как можно стать успешным экономистом?
Я думаю, что универсального рецепта не существует, но могу предложить один очень общий и абстрактный совет. В академической экономике, как и в любой деятельности, важна комбинация усердия, таланта и удачи. Единственная переменная в нашей власти — это усердие…
Основной результат академической деятельности — научные статьи. Каждая статья должна делать определенный вклад в копилку научных знаний. Современная экономика — очень молодая наука (ее отсчет можно вести с Пола Самуэльсона, а макроэкономики — с Боба Лукаса), в которой очень много активных областей с множеством неотвеченных вопросов, где можно сделать существенный вклад (что гораздо сложнее, например, в физике). Тем не менее, перед тем как делать свой вклад, необходимо знать, где находится фронтир знаний: как в шумпетерианской теории роста, мы все стоим на плечах гигантов. Говоря проще, перед тем как стать писателем, необходимо сначала стать читателем: каждый экономист должен прочесть обширный список научных статей, который с каждым годом увеличивается. На это обычно уходит первые два-три года аспирантуры. Кроме того, следует помнить, что экономика — в основном прикладная наука. Поэтому технические навыки (как и знание английского), хотя и являются абсолютной необходимостью, все же второстепенны. Необходимо иметь чутье на интересные вопросы, требующие внимания экономистов. Поэтому важно всегда находится в контексте текущих событий и анализировать происходящее с точки зрения базовых принципов экономической теории.
Когда Вы поняли, что хотите заниматься наукой? Как может школьник, увлекающийся экономикой, понять, что ему стоит развиваться именно в этой области?
На втором курсе аспирантуры (Ph.D. программы). До этого я просто плыл по течению. Сначала поступил на ЭФ МГУ по стопам моей сестры. Потом Е.Н. Лукаш и И.А. Кострикин посоветовали мне поступать в РЭШ. Я решил проверить свои силы, поскольку тогда это можно было совмещать с четвертым курсом бакалавриата, а целый год я терять не хотел. Потом в РЭШ мне посоветовали поступать на Ph.D. Когда в феврале 2004 года меня пригласили в Принстон, я серьезно задумался, зачем мне все это надо. Поездка заграницу на пять лет не входила в мои планы, хотя было очень любопытно. Потом пришли приглашения из других университетов, и я решил, что стоит попробовать.
Академическая деятельность (а также получение удовлетворения от нее) требует очень специфических качеств характера помимо способностей. БольшАя доля Ph.D. студентов понимают, что это не для них. Заранее знать это очень сложно, поэтому на уровне школы выбор делать слишком рано. На каждом этапе учебы всегда есть место для маневра, нет никакой необходимости сразу делать ставку на академическую карьеру. Тем более что уход в индустрию (частный сектор), как правило, увеличивает зарплату в несколько раз по сравнению с академической. Кроме того, экономика — это очень динамическая и прикладная дисциплина, поэтому я думаю, школьник вряд ли прогадает, если выберет экономику в качестве академической области.
В этом году экономико-математическая олимпиада, а вернее Открытый Чемпионат Школ по Экономике будет включать не только индивидуальный, но и командный тур. Как Вы считаете, может ли такой формат помочь будущим экономистам?
Помочь организаторам выявить сильнейших участников или помочь участникам провести хорошо время? На мой (консервативный) взгляд, олимпиада — скорее индивидуальное состязание. Командный тур звучит очень интересно, но мне сложно представить, как конкретно это можно превратить в серьезное соревнование.
Вы пишете научные статьи как в соавторстве, так и в одиночку. Как по-вашему, экономика — это командный вид спорта?
Все более и более командный вид спорта. 30 лет назад в экономике статьи писались в основном в одиночку, теперь среднее количество соавторов близко к трем. Работать одному чрезвычайно скучно, гораздо продуктивнее работать в команде (из двух, иногда трех, человек, на мой взгляд, оптимально). Обычно очень много времени уходит на поиск подходящего партнера для написания статей, найдя которого, им потом очень дорожишь. Недавний пример этому — Майк Голосов и Олег Цывинский (http://www.minneapolisfed.org/publications_papers/pub_display.cfm?id=3202). Мне в этом смысле тоже очень повезло. Тем не менее, в экономике есть несколько «традиций». Во-первых, не принято оставаться работать в том же университете, где ты учился (это не происходит практически никогда, и на это есть ряд разумных аргументов). Во-вторых, одна из глав диссертации (обычно основная статья, по которой студента оценивают на академическом рынке) должна быть написана в одиночку. Для многих экономистов в последнее время эта глава остается единственной статьей, написанной без соавторов.
Что бы Вы пожелали участникам Открытого чемпионата, находящимся в ожидании оглашения результатов?
Удачи! Наслаждайтесь легкостью молодых лет, но не растрачивайте драгоценное время впустую, потому что через 5 лет его будет намного меньше, а через 10 его вообще не будет…
Принстонский университет (англ. Princeton University) — частный университет, один из старейших и известнейших университетов в США. Входит в Лигу плюща и является одним из самых престижных вузов страны.