Ольга Молчанова
Ольга Молчанова — руководитель коммерческого департамента сети химчисток «Диана», выпускница ЭФ МГУ 2001 года.
Ольга, Вы руководите маркетингом в самой известной и самой крупной, российской сети химчисток «Диана». А почему Вы выбрали такую специальность, как маркетинг, закончив Экономический факультет? Сразу ли вы пришли в такому решению или пробовали себя в другой профессии?
Специальность «маркетинг» я выбрала еще до того, как закончила экономический факультет, уйдя работать в исследовательское агентство, а до этого – работая и специализируясь на кафедре народонаселения, т.е. изучая население и его поведение.
Экономический факультет дает очень разностороннее образование – можно стать практически кем угодно, но и маркетинг бывает очень разным, иногда специалист занимается получением отстраненного знания, а на некоторых работах – как в сети «Диана» – он сталкивается и с непосредственной реализацией своих идей, и отвечает за их результат.
В каких отраслях экономики сейчас в основном работают Ваши однокурсники? Кто из них, на Ваш взгляд, достиг наивысших карьерных и профессиональных высот?
Карьерный рост однокурсников позволяют отслеживать рассылки курса, встречи, локальные и социальные сети (особенно LinkedIn), и отрасли эти очень разные. В основном, конечно, их работа связана с управлением и финансами. Но про наивысшие точки карьеры говорить рано, ибо «какие наши годы». Да, кто-то имеет должности типа CEO или CFO, кто-то стал партнером или полноправным владельцем бизнеса, посмотрим, как дальше будет развиваться жизнь. Мне кажется, мой курс, закалившийся в перестройку, не пропадет нигде и никогда.
Как Вы думаете, получив образование экономиста, легко ли найти работу по специальности? Или экономистов сейчас очень много и работа для них в дефиците? Насколько Вам диплом МГУ помог найти первое место работы?
Нельзя сравнивать ситуацию «тогда» и «сейчас» – все же многие отрасли «тогда» только создавались, я, например, приходила в исследовательское агентство, которое работало не по отделам (сбор данных, обработка, клиентские менеджеры), а по проектам (пиво, детское питание и т.п.) – сейчас подобного деления в крупных компаниях не осталось, а тогда мне это очень помогло. «Тогда» было принято работать со средних курсов института, и многие компании охотно брали студентов – часто они были более квалифицированы, хорошо знали компьютер, например.
Ну и экономистов тоже очень много разных. На одной из моих работ мы были вынуждены ввести тест по экселю для соискателей должности аналитика для людей с опытом работы на аналогичных должностях. И иногда люди не могли сделать элементарных вещей – например, посчитать сумму не на калькуляторе… Именно поэтому в вакансиях встречаются требования «образование ведущих ВУЗов» – и дальше идет перечисление ВУЗов.
Вопрос, легко ли сейчас найти работу, – он философский всегда, с одной стороны, работа есть, с другой, чтобы найти идеальную, приходится поискать.
Так как я работаю в коммерческих структурах с 3го курса, то диплом мне в поисках работы не помог, а вот работа внутри МГУ – очень даже помогла, ибо рекомендации, или, как теперь говорят networking, – это прекрасный способ поиска работы.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы, выйдя из стен университета с дипломом в руках, найти себе интересную и высокооплачиваемую работу? И стоит ли начинать работу во время учебы в университете?
Этот человек должен хотеть найти работу и одновременно понимать, что он хочет и что он может предложить работодателю.
Я понимаю, что очень тяжело во время обучения хорошо представлять себе, как на самом деле устроена жизнь внутри крупных компаний и кем на самом деле хочется работать, но сейчас для этого есть возможности – это и семинары, которые ведут молодые аспиранты или кандидаты наук – мои ровесники, их можно спросить, это и дни карьеры, это литература, это стажировки.
В конце концов, во время обучения можно определиться хотя бы с направлением приложения сил – управление, свое дело, научная специализация, тихая аналитическая работа или что-то иное. И если во время учебы не получается найти полноценную работу или стажировку, то можно хотя бы получить необходимые навыки – навык организации конференций, навык ведения проектов, навык аналитической работы (в конце концов, курсовая работа может быть серьезным проектом, а не рефератом).
Я как работодатель очень часто сталкиваюсь с выпускниками, которые даже плохо помнят тему своего диплома, не знают, зачем и как они это выбрали, ничего не организовывали во время учебы и вообще ничем не отличаются и ничего не сделали самостоятельно и явных навыков не демонстрируют. Брать таких кандидатов на работу хочется далеко не всегда.
Работа во время учебы – это хороший вариант понять, что тебе нравится, и раньше принять решение о том, как строить карьеру. Если нет жесткой необходимости зарабатывать деньги, то работа или практика позволят получить позицию выше при поиске первой специальной работы, но главное – это бесценная возможность профессиональной ориентации. Ведь даже по вопросам, которые писали для сотрудников разных компаний, видно – про то, как работает аудит, студенты экономфака знают больше, чем про розницу и химчистку.
А в Вашей компании часто берут на работу только что выпустившихся, ещё неопытных студентов? Или они всё-таки должны иметь за плечами хоть какой-то опыт работы, вне зависимости от наличия красного диплома об окончании университета?
В сети химчисток «Диана» вообще достаточно часто берут сотрудников без опыта работы, причем для части специальностей – это еще и единственный выход, ибо профильный ВУЗ для технологов химчистки был закрыт, и сейчас этих специалистов для нас готовит наш собственный учебный центр.
Серьезных специалистов экономического профиля у нас немного, меняются они редко и нужны нам люди уже с хотя бы небольшим опытом.
А вот в сети «Утконос» у меня были люди без опыта работы на позиции «младших аналитиков» – структура департамента позволяла молодому специалисту начать работу с простых вещей, и постепенно расти.
Надо сказать, что часто требование к опыту работы обусловлено еще и умением работать в компаниях – знать, что приходить надо вовремя, отношения с коллегами налаживать, сроки соблюдать и так далее. И, например, когда у меня был выбор между потенциальными «младшими аналитиками» из средних ВУЗов с непримечательным опытом работы и выпускниками МГУ и проектами в Ipsos – то выбор был сделан в пользу последних.
В прошлом году ЭМШ и ЭФ МГУ провели первый Открытый чемпионат школ по экономике, в котором принимали участие более 800 школьников. А Вы в своё школьное время любили участвовать в подобных интеллектуальных конкурсах?
В мое время это были классические олимпиады, и я в них постоянно участвовала – по математике, физике, литературе. Ну и для меня прекрасным интеллектуальным конкурсом с реальным призом были вступительные экзамены в ЭМШ и ЭМШовые же конкурсы рефератов – они сильно отличались от всего того, что можно найти в школе.
Что Вы пожелаете участникам Открытого чемпионата-2012?
Во-первых, победы. Во-вторых – чтобы это было началом чего-то интересного. Например, понимания того, нравится ли им экономика или нет. И если ответ – «да», то куда идти учиться дальше.
Ну и не надо забывать про дополнительные возможности всех таких крупных сборищах умных мальчиков и девочек – о новых знакомствах.