Иван Лазарев
Иван Лазарев — профессор университета Нью-Йорка, выпускник ЭФ МГУ 2005 года.
-как можно стать профессором американского университета?
-в чём различия между МГУ и американскими университетами?
-какая разница между студенческой жизнью в России и США?
-как побеждать в олимпиадах?
Заинтересовались? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете узнать, прочитав это интервью.
Иван, Вы закончили Экономический факультет МГУ всего 7 лет назад и уже стали профессором крупного американского университета (http://www.nyu.edu/). Подскажите, как Вам это удалось и что нужно делать современным школьникам, чтобы добиться таких же успехов?
Формально в этом нет ничего удивительного. Университеты США приглашают на профессорские должности «свежих» выпускников докторантур (PhD). Для поступления в докторантуру достаточно иметь бакалаврскую степень и, что самое главное, рекомендации профессоров, которые известны в академическом мире, прежде всего своими научными статьями.
Если современный школьник хочет заниматься наукой на мировом уровне, то ему нужно получить хорошее базовое высшее образование — научиться искать, анализировать и систематизировать информацию, логично и связанно излагать свои мысли как устно, так и письменно, на русском и на английском языках, а также уверенно владеть современным математическим аппаратом. Образование — это инвестиция в свое будущее, поэтому необходимо много трудиться, начиная со школы.
Насколько образование в МГУ отличается от американских университетов? В чем основные отличия?
В МГУ я учился в бакалавриате, а в США — в докторантуре, поэтому я не могу сравнивать напрямую. На мой взгляд, основное отличие таково: в США студенты должны определиться с выбором специальности только к началу третьего года обучения. До этого (как, впрочем, и после) студенты могут слушать курсы на разных факультетах: математику — на математическом, химию — на химическом, экономику — на экономическом. Именно поэтому при поступлении зачисление происходит не на конкретный факультет, а в университет в целом. Бывают случаи, когда студенты успевают получить несколько бакалаврских и даже магистерских степеней за время учебы в университете. Каждый выбирает свою учебную траекторию. В МГУ выбор курсов ограничен: студенту бакалавриата достаточно тяжело слушать курсы в магистратуре своего факультета, тем более курсы на других факультетах. А получить магистерскую степень, не окончив предварительно бакалавриат, практически невозможно.
Нам известно, что Вы продолжаете активно участвовать в жизни экономического факультета МГУ, руководите студенческими проектами в курсе «Отраслевые рынки» по интернету. А где, на Ваш взгляд, лучше студенты? И как отличается студенческая жизнь в России и США?
Экономика отраслевых рынков — это основная область моих научных интересов. По экономике отраслевых рынков я писал обе курсовые работы под руководством преподавателя кафедры матметодов Анны Дмитриевны Вурос (http://mmae.econ.msu.ru/page%2028.htm). По экономике отраслевых рынков я защищал свою выпускную квалификационную работу и кандидатскую диссертацию в ЦЭМИ РАН. Поэтому после окончания бакалавриата я захотел вести семинарские занятия по этому предмету, который Анна Дмитриевна читает на третьем курсе. Так как я живу в США, то семинарские занятия больше вести не могу, но продолжаю работать в рамках курса как руководитель научных проектов. Кроме того, я принимаю участие в работе научного семинара по экономике отраслевых рынков, организованного на кафедре математических методов анализа экономики.
В Стэнфорде я преподавал студентам магистратуры (МБА), напрямую с бакалаврами я практически не работал. Студенты, как в России, так и в США, очень разные. Если очень грубо обобщать, то студенты МГУ сильнее технически: они владеют более серьезным математическим аппаратом (хотя, к сожалению, в эконометрике и теории игр мы пока серьезно отстаем). Американские студенты лучше пишут и лучше презентуют свои идеи. Но это не случайно: на младших курсах в США существуют специальные курсы по тому, как писать и как презентовать, а в магистратура бизнес-школы Стэнфорда начинается с курса по критическому аналитическому мышлению.
Кто из преподавателей Вам наиболее запомнился за годы обучения на Экономическом факультете МГУ? Как пригодились Вам знания, которые Вы от них получили?
Помню я практически всех преподавателей, но больше всего я общался и продолжаю общаться с преподавателями кафедры матметодов. Здесь я писал курсовые и защищал выпускную квалификационную работу, выступал на научных семинарах, вел семинарские занятия по макроэкономике (второй курс) и экономике отраслевых рынков (третий курс). Кафедра ММАЭ подготовила отзыв ведущей организации на мою кандидатскую диссертацию. Естественно, так как я занимаюсь экономической наукой, то знания, полученные на факультете, я использую каждый день.
С кем из однокурсников Вы поддерживаете отношения? Кто, на Ваш взгляд, из Ваших однокурсников добился наибольших профессиональных успехов?
Так получилось, что за время моей докторантуры в Стэнфорд попали сразу двое студентов, которые учились со мной не только на одном курсе, но даже в одной академической группе. На стажировку на осенний семестр в 2009 году приезжал Михаил Камротов (http://www.hse.ru/org/persons/4000109). Миша работает на факультете мировой экономики и мировой политики в НИУ ВШЭ. Анна Ковалева, как и я, закончила РЭШ, но в 2008 году, а в 2011 году поступила на МБА программу Стэнфордской бизнес-школы. Мне тяжело оценивать профессиональные успехи однокурсников: для этого нужно быть экспертом в очень разных областях. Научную карьеру выбрало несколько: Борис Гершман (http://www.econ.brown.edu/students/Boris_Gershman/) закончил РЭШ в 2007 году, в этом году заканчивает докторантуру факультета экономики Брауна и становится профессором Американского университета в Вашингтоне (http://www.american.edu/), Ксения Паниди (https://sites.google.com/site/kseniapanidi/) закончила РЭШ вместе со мной, в 2006 году, в этом году становится профессором НИУ ВШЭ.
В 2012 году на Экономическом факультете 22 апреля будет проходить 2-й «Открытый чемпионат школ по экономике» (http://openchampionship.ru<http://openchampionship.ru/>), которые сочетает в себе индивидуальный тур (аналогичный школьным олимпиадам МГУ) и командный, в котором принимают участие команды школьников 8-11 классов общеобразовательных школ. Вы в свое время побеждали в огромном количестве Олимпиад, в том числе и всероссийских, проводили олимпиаду Ломоносов по Экономике в 2009 году. Поделитесь, пожалуйста, секретами успеха!
Для начала одно уточнение: поскольку в 2009 году я был в США, то проводить олимпиаду Ломоносов по экономике (http://www.econ.msu.ru/cd/815) я не мог. Я участвовал в подготовке заданий, после чего приехал в Москву на неделю, чтобы участвовать в окончательной проверке работ. Олимпиаду проводила команда. Жюри возглавляла А. Д. Вурос, а организационной работой руководили Н. М. Калмыкова и М. В. Палт.
Мои советы участникам следующие. Внимательно читайте текст задания. Очень часто формулировка задания содержит намек на то, с какой стороны лучше начать решение. Не пропустите этот намек! Кроме того, старайтесь распределить время рационально: прочитайте весь текст олимпиады, наберите сначала баллы на самых комфортных для вас заданиях, а уже потом вгрызайтесь в самые сложные. Кстати, не всегда те задания, за которые жюри дает больше всего баллов, являются самыми трудоемкими. Определите, где заключается именно ваше сравнительное преимущество.
Насколько экономика, по Вашему опыту, является командным видом спорта? Если бы Вы сейчас учились в старшей школе, то приняли бы участие в Открытом чемпионате? Как бы Вы формировали команду для участия?
Я участвовал в командных соревнованиях по экономике только один раз, в 11 классе, на международной олимпиаде по моделированию экономики и менеджмента (МЭКОМ). Хотя, с другой стороны, научные семинары (http://economics.stanford.edu/seminars/), которые практически каждый день проходят в Стэнфорде по разным направлениям экономики, — вполне себе командное мероприятие. Ученые со всего мира в течение часа-полутора коллективно обсуждают ведущие научные экономические статьи. На мой взгляд, в команде главное — это слаженная работа, поэтому нужно выбирать таких участников, с которыми тебе приятно вместе работать и с которыми у тебя есть общие интересы.
Что бы Вы хотели пожелать участникам «Отрытого чемпионата»?
Удачи! Не волнуйтесь.