Советы по подготовке от Филиппа Картаева
Как подготовиться к ОЧ? Этот вопрос волнует любого школьника, решившего покорить экономический Олимп.
Свои советы по подготовке к олимпиаде дают составители заданий индивидуального тура Открытого чемпионата школ по экономике.
Алексей Филиппов, победитель I Открытого чемпионата школ по экономике, составитель заданий для 8-9 классов:
- Знание базовых тем школьной программы по экономике, безусловно, повысит шансы на успешное выступление на Открытом чемпионате. Однако стоит помнить, что ОЧ – это олимпиада, которая ориентирована на гораздо большую аудиторию, нежели большинство других соревнований по экономике. Именно поэтому многие задания также существенно отличаются от стандартных вопросов, встречающихся в рамках школьного курса.
- В процессе подготовки и знакомства с новыми темами микроэкономики старайтесь запоминать не конечные результаты изучаемой модели, а логику, которая была использована при ее построении. Например, не стоит при изучении модели монополии ограничиваться запоминанием формулы MR=MC. Напротив, поймите все предпосылки, при которых эта формула действительно помогает найти оптимальные параметры, подумайте, из какой задачи она была получена.
- Многие задания, которые встречаются в школьном курсе экономики, сводятся к составлению задачи, которую решает тот или иной экономический агент (потребитель, фирма и т.д.) Старайтесь при изучении рыночных структур или теории потребителя понять логику, по которой составляются эти оптимизационные задачи.
- Традиционно в школьной экономике есть смещение в сторону микроэкономики. Макроэкономика встречается немного реже. Открытый чемпионат – не исключение в этом плане. При этом доля вопросов по макроэкономике растёт с увеличением номера класса.
- Иногда встречаются задания с финансовым подтекстом, особенно в младших классах. Поэтому полезно, например, понимание простых и сложных процентов, а также того, как банки выдают кредиты и депозиты.
Филипп Картаев, преподаватель МГУ, составитель заданий для 10-11 классов:
Для подготовки к индивидуальному туру полезно решать задания прежних Открытых чемпионатов, а также задания прошлых лет регионального и финального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике. Разумеется, для того, чтобы понимать, о чём в этих задачах идет речь, полезно разобраться с основными экономическими понятиями и моделями. На базовом уровне для этого подойдёт любой профильный школьный учебник, а на более продвинутом стоит почитать «Микроэкономку» Вэриана и «Макроэкономику» Мэнкью.
Также хорошей тренировкой будет решение математических задач повышенной сложности, особенно задач на проценты и задач с параметрами.