Дмитрий Леонидович Блидман
Этот лицей готовит только победителей. Вот уже четыре года подряд именно он является бесспорным лидером в нашем рейтинге школ. Хотите узнать, что это за лицей и в чём его секрет?
Рады представить вам ГБОУ лицей № 1535 города Москвы, который занял первую строчку рейтинга топ-5 школ, участвовавших в ОЧ! В Золотом запасе, сформированном по итогам предыдущих четырёх Открытых чемпионатов, ученики лицея были представлены 90 раз (ученики Л2Ш, занявшего вторую строчку рейтинга, входили в Золотой запас 44 раза), некоторые школьники входили в Золотой запас неоднократно.
Секретами успешной подготовки детей к олимпиадам с нами поделился Дмитрий Леонидович Блидман, учитель экономики лицея № 1535.
Да, уже несколько лет Лицей №1535 – формально лучшая школа Москвы и России, по крайней мере так говорят официальные рейтинги. Да, и «абсолютами» на «Высшей пробе» в последние два года были наши ребята. Да, и среди победителей и призеров Всероссов по экономике наших учеников немало, а уж участвуют в заключительном этапе ежегодно по полтора десятка. Да, в этом году наши даже до «Сибириады» добрались – и тоже вполне успешно. Да и на ОЧ мы вроде бы обычно неплохо выступаем.
Так в чем же причина всего этого? Как вам удается выращивать таких детей, которые 4 года подряд отстаивают первое место в рейтинге Открытого чемпионата со значительным отрывом от остальных школ-участниц?
Знаете, я мог бы немного поёрничать и ответить анекдотом про то, в чем секрет качества английского газона: «Его надо косить и поливать. Просто косить и поливать. И так – триста лет». Но дело в том, что дети – не газон… И не «призовые лошадки», которых надо лишь правильно кормить и грамотно дрессировать. Насильно олимпиаду выиграть невозможно, так что результат может быть достигнут только, если ученики сами этого захотят…
Так значит ваши – хотят? Как же удается мотивировать так много детей?
Серьезно экономика в лицее преподается не так давно – с 2006 года. И практически каждый год (если не каждый день) подход к ее преподаванию меняется. «Чтобы побеждать на олимпиадах, необходимо в первую очередь знать теорию и уметь решать задачи», – так думают и многие ученики, и многие преподаватели. Конечно, преподавая экономику, невозможно обойтись без примеров из жизни, иллюстрирующих концепции. Да, убывание предельного продукта труда можно продемонстрировать на примере мальчиков, меняющих лампочки в актовом зале школы – и именно это будет понятно и запомнится детям. Но все-таки, говоря про экономическое мышление, я в первую очередь старался дать детям теоретические знания и научить их решать задачи. И это давало неплохие результаты. Но потом (и во многом благодаря изменению формата заданий олимпиад) я осознал, что главная задача – научить думать экономически.
Но ведь освоить новый образ мышления – нелегко?
Да, очень непросто приходится всем: и мне, и моим ученикам. Но научившись экономически мыслить (а это примерно то же самое, что научиться думать на иностранном языке), ученики лучше осознают и методы решения задач, и многие аспекты теории.
Конечно, важно научить тому, как решать ту или иную задачу, показать, как выглядит тот или иной график. Но гораздо важнее понять, почему он так выглядит в этой ситуации, у этой фирмы или этого потребителя. Самое же сложное и самое главное – научить детей экономически анализировать то, что происходит в повседневной жизни именно с ними.
То есть вы пытаетесь научить детей анализировать их собственные поступки? Но ведь часто мы не задумываемся, почему поступаем так или иначе?
В том-то и фишка. Мы не задумываемся о природе наших поступков, но поступаем-то все равно рационально, причем в условиях той самой асимметричности и неполноты информации. И я бы сказал, что не столько учу, как решать задачи, сколько тому, как анализировать жизнь, окружающую действительность, собственные поступки, поступки друзей, близких и окружающих. Почему в домах устанавливают счетчики воды? Почему водители мигают фарами встречным машинам, сигнализируя об опасности впереди, и что у этих водителей общего с теми, кто пишет на форумах отзывы о книгах, фильмах или товарах? Почему одни учителя хорошо учат, а другие – плохо, и чем поведение учителей сходно с поступками честных или коррумпированных чиновников? Почему стоит вкладывать деньги в образование и всегда ли это стоит делать? Почему, почему, почему… Эти десятки «почему», задаваемых друг другу, складываются в четкое представление экономических концепций в их полноте, многообразии и даже противоречивости.
Но ведь все-таки большую часть любых олимпиада по экономике составляет именно решение расчетных задач. Как же быть с ними?
Если учащиеся осваивают навыки «анализа жизни», то и задачи решать им становится намного проще, так как они начинают видеть сущность явлений. Естественно, задачи мы тоже учимся решать, и делаем это, судя по результатам, вполне успешно. Но не «дети, запомните формулку», а «кто здесь главный, и у кого, следовательно, функция спроса?».
То есть секрет – в уникальности вашей методики? Такой «школе экономического мышления»?
Нет, все-таки главная составляющая успехов – не в этом. Главное – это то, что у меня замечательные ученики. Они креативны, умны, сообразительны, трудолюбивы. Да, увы, среди них не так много «математиков», тех, кто за много лет учебы и тренировок в совершенстве овладел навыками формального мышления, которое так необходимо при решении экономических задач.
Вы хотите сказать, что в лучшей школе России учатся дети, не знающие математики?
Обычной «школьной» математикой они, конечно, владеют хорошо, умеют работать с линейными функциями, решать квадратные уравнения и извлекать производные. Но… Но «на старте» немногие из них готовы к тому, чтобы «мыслить строго», они пока что не могут быстро и правильно формализовать условие задачи, составить целевую функцию, учесть все ограничения. И это, конечно, усложняет нам всем путь к цели. Тем сложнее и интереснее ее достичь.
Но ведь это требует большого количества времени? С какого же класса изучается экономика в Вашем лицее?
Экономика в лицее в рамках учебного плана (то есть на уроках) изучается всего два года – в 10 и 11 классах. Но пару лет назад мы поняли, что для многих этого времени недостаточно – в первую очередь, именно из-за недостаточного «математического чутья». Поэтому решили предложить детям начать изучение экономики с 7 класса на курсах – в лицее есть специальное подразделение – «Открытая школа». Оказалось, что желающих ходить на занятия немало, причем не только лицеистов, но и учеников из других школ. И для меня, наверное, десятки восьми и девятиклассников, приходящих вечером после уроков на занятия «Открытой школы», являются более важной оценкой работы, чем «призерчики» и «дипломчики». Ведь курсы – это не обязательно, а «голосование ногами» – самое показательное для любого преподавателя. А раз дети приходят, значит – им интересно. Причем приходят они не развлекаться, а думать, анализировать и решать сложные задачи.
Но ведь в итоге не всем удается выигрывать? Разве не жалко времени и сил тем, кто не стал победителем?
На это можно по-разному смотреть. Давайте я вам два случая опишу. Два года назад несколько ребят, приехавших со всеросса без дипломов долго глаза прятали. Я думал – обиделись, что я их плохо подготовил. А потом они подошли и стали извиняться «Простите, что мы вас подвели…» Что на это можно было ответить? Пришлось объяснить, что они глупые, а это олимпиада. И великих спортсменов, которые не выигрывали олимпиады, больше, чем тех, кто стал на них чемпионом. А совсем недавно после одной из контрольных подошли две девочки-десятиклассницы и стали извиняться за тройки, которые я же им и поставил… Вот вам тоже – «проигравшие». Не удивлюсь, если через год мы увидим этих «проигравших» среди призеров всеросса.
Да и вообще жизнь – это бег на длинные дистанции. И даже если ты не выиграл сегодня, если ты не остановился, то у тебя много шансов на победу в «марафонском соревновании», даже если в «спринте» ты пришел чуть позже, чем другие.
Ваши ученики участвуют, наверное, во всех экономических соревнованиях школьников. В чем, по-вашему, отличие ОЧ от других конкурсов и олимпиад?
Открытый чемпионат МГУ для меня – особое соревнование. И опыт участия в нем наших детей тоже очень показателен. Помню, как на один из ОЧ заявилась одна из команд наших учеников –явно не из числа самых сильных. И явно не только (и не столько) ради победы – их привлекало само участие. И множество команд лицеистов (и, кстати, не только лицеистов: в этом году, как минимум, две команды из других школ созданы учениками нашей «Открытой школы»), участвующих в соревновании, которое в отличие от других экономических конкурсов и олимпиад, не дает «морковки» в виде поступления или 100 баллов ЕГЭ – это «ОЧ круто». Ведь на ОЧ главное –атмосфера интересного соревнования, решения интересных задач, а призы «айпадики» – лишь эфемерная цель. К которой, конечно же, стоит стремиться =).
И все-таки, в чем же Ваш «секрет успеха»?
Думаю, в важном навыке, отличающем многих моих учеников, – они умеют много и кропотливо работать, шаг за шагом двигаясь вперед.
В том, что они азартны и любят конкурировать, в том числе друг с другом. Но при этом большинство в конкуренте видит не врага, которого надо победить любой ценой, а скорее, друга-соперника, которого переиграть интересно. Переиграть, чтобы потом вместе разобраться «кто где налажал».
Ну и, наверное, в том, что на наших занятиях ребятам интересно. Даже если тема интересна не слишком. Хотя в экономике неинтересные темы, пожалуй, отсутствуют.
Информацию о методике составления рейтинга топ-5 школ, а также об остальных школах-участницах этого рейтинга вы сможете прочитать в рубрике «Рейтинг школ».