Вадим Красков
Вадим Красков, директор Экономико-математической школы при экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, преподаватель кафедры математических методов анализа экономики ЭФ МГУ, выпускник ЭФ МГУ 1998 года
Вадим, уже более 15 лет Вы возглавляете Экономико-математическую школу (ЭМШ) при экономическом факультете МГУ, в которой учатся школьники 9-11 классов Москвы и Подмосковья. Расскажите, изменились ли как-то старшеклассники за эти годы? Что изменилось в лучшую, а что в другую сторону, на Ваш взгляд?
Начнем с небольшого, но существенного уточнения. В первую очередь стоит отметить, что я, конечно, являюсь Директором Школы вот уже более 15 лет, однако вообще-то это не вполне означает, что я ее возглавляю. Один из основных принципов Экономико-математической школы – самоуправляемость. Главным органом управления является Совет, а Дирекция, в которую, к слову, входит помимо меня еще целый ряд достойных людей, в свою очередь, всего лишь следит за тем, чтобы Совет соблюдал традиции и некоторые процедуры работы. Конечно, временами Директора помогают Совету советом 🙂 , но все-таки роль Директора в ЭМШ принципиально отличается от роли директора в средней школе.
Если отвечать на вопрос коротко, то сказал бы, что принципиально старшеклассники не изменились, хотя, конечно, каждый год это новые люди :). Это радует, потому что каждый год находится большое количество людей, которые приходят поступать в ЭМШ, учиться, а затем многие выпускники приходят в ЭМШ преподавать. При этом в Школе базовые принципы остаются неизменными за все время ее существования – а в этом учебном году ЭМШ отмечает свое 45-летие.
В наше прагматичное время, так же как и в «смутные» времена 90-х, люди приходят в ЭМШ учиться, а затем и преподавать – значит, такие традиции по-прежнему старшеклассникам близки и привлекательны, и это внушает оптимизм.
Тут мы переходим к негативным изменениям. Виден общий тренд – в средней школе глубокий критический анализ, логика доказательств, к сожалению, сильно проседают и уступают место быстрому получению технического результата. Натренироваться на решение конкретных типовых задач, быстро найти нужную информацию в Википедии, на форумах, затем из нескольких источников с помощью Microsoft Word «скопипастить» реферат – худо-бедно получается, а вот осмыслить эту информацию, подумать, сформулировать свое мнение, подкрепить его логическими обоснованиями – увы, становится более проблематичным.
Зачастую изучение предмета и освоение материала подменяется тренировкой на сдачу экзамена по данному курсу, что ведет к тому, что вместо понимания сущности и причинно-следственных связей выучиваются формальные закономерности, приемы и процедуры. Конечно, есть некоторые плюсы в том, что люди тренируются делать работу на результат — это полезное качество, ‑ однако в процессе обучения в школе и вузе важен процесс познания мира, ведь именно в школьные и студенческие годы закладывается мировосприятие, которое достаточно трудно изменить с возрастом.
Так что если рассматривать средний уровень старшеклассников в целом, то, к сожалению, на мой взгляд, он упал. При этом, как и раньше, есть сильные ребята, есть не очень сильные, но хорошо старающиеся, заинтересованные в учебе и дальнейшем росте, но средний долгосрочный тренд все равно идет вниз, даже по той выборке, по которой я могу делать выводы, а именно абитуриенты МГУ и учащиеся ЭМШ, которые, к слову, намного выше среднего. Хотя как были 15 лет назад люди, которые хотели учиться, расти, так они есть и сейчас, и, надеюсь, будут и в дальнейшем.
Помните, есть прекрасная фраза из «Мастера и Маргариты», сказанная Воландом, что москвичи остались в общем-то те же, только квартирный вопрос их испортил. Так вот, на мой взгляд, старшеклассники остались в общем-то те же, только их немного испортил ЕГЭ :).
При этом надо понимать, что проблема не столько в самих экзаменах, она в изменении направления обучения, средство начинает подменять цель. Но это тема отдельного разговора, далеко выходящая за рамки заданного вопроса.
21 апреля 2013 в МГУ уже в третий раз будет проводиться Открытый чемпионат школ по экономике, одно из двух главных интеллектуальных соревнований для старшеклассников, изучающих экономику наряду с Всероссийской Олимпиадой. Ключевое отличие Открытого чемпионата – наличие командного этапа. Насколько и чем, на Ваш взгляд, отличаются победители Открытого чемпионата от призеров и победителей Всероссийской олимпиады по Экономике? Как лучше готовиться к каждому из конкурсов?
Очевидно, что Открытый чемпионат и Всероссийская олимпиада по экономике — мероприятия в какой-то степени похожие, а в какой-то — различные. Их главное отличие состоит в том, что Всероссийская олимпиада по экономике – это венец цепочки олимпиад от школьного уровня до Всероссийского. Все процедуры по этой цепочке утверждаются Министерством образования, потому что победители и призеры Всероссийской олимпиады зачисляются без экзаменов в любой экономический вуз нашей страны по своему выбору. Из этого следует множество различных вещей, определяющих устройство Олимпиады: программа, состав методической комиссии, стиль задач, необходимость привязки задач к определенным стандартам, необходимость проведения мероприятий по определенным процедурам.
Открытый чемпионат «вырос» из Экономико-Математической олимпиады, проводимой ЭМШ на экономическом факультете МГУ с 1978 года. Как и ЭМШ, он верен историческим принципам, заложенным при создании: во-первых, это именно олимпиада, ведь главное здесь не победа, а участие. Это напрямую связано с тем, что победа здесь, кроме морального удовлетворения и некоторых материальных призов, ничего решающего в судьбе школьника не дает – исключая, разумеется, поступление в ЭМШ без вступительных испытаний :). Основная цель олимпиады – дать возможность школьнику поломать голову над сложными, нестандартными задачами, в процессе работы над которыми можно получить дополнительные знания. Именно поэтому стиль заданий Открытого чемпионата более свободный, и организаторы вполне могут предложить задачи, которые не входят в школьную программу, но основной принцип которых состоит в том, что, даже не имея каких-то специальных знаний, их все равно можно решить, если тщательно разобраться в задаче и подумать над ее условием.
Из общих черт этих соревнований можно выделить очень высокий уровень сложности задач, высокий профессионализм при организации мероприятий, а также честность и непредвзятость оценивания результатов: все работы шифруются, анонимно проверяются, и лишь потом оглашаются результаты.
Другое существенное отличие состоит в том, что в Открытом чемпионате есть командный тур, который подразумевает командную работу по «задачам-рассуждалкам», в которых нужно рассмотреть положительные и отрицательные стороны каких-то экономических явлений или решений с определенных точек зрения, или порассуждать о причинно-следственных связях в экономических реалиях. Именно добавление командного тура стало той находкой, которая превратила олимпиаду в Открытый чемпионат, и мы видим, что командная работа школьникам нравится, у многих она получается, а это очень важно – большие дела решаются не в одиночку, всем предстоит работать в коллективе, и навыки командной работы чрезвычайно важны.
Понятно, что подготовка к Открытому чемпионату и к Всероссийской олимпиаде устроены по-разному, это обусловлено различным устройством этих мероприятий. Вообще всегда подготовка для каждого человека своя, она должна учитывать его сильные и слабые качества, ресурсы, которыми он располагает, прежде всего в части времени и сил, способности и множество других факторов, поэтому универсальных рецептов не существует. Но в целом можно сказать, что чаще всего победителями и призерами обоих соревнований становятся люди с высоким уровнем подготовки, много читающие и знающие в области экономики и математики, а также люди, способные решать не только шаблонные задачи, но рассуждать и креативить, искать нестандартные ходы. Помимо освоения продвинутого курса экономики и математики для расширения экономического кругозора стоит начинать читать серьезную экономическую прессу («Ведомости», «Эксперт»), возможно, смотреть аналитические обзоры на РБК.
Для подготовки к командному туру, конечно, надо тренировать немного другие навыки. Вот, например, на этой неделе поступит в продажу сборник задач первого и второго Открытого чемпионата – можно собраться командой, прочитать задание кейса, за полчасика попробовать обсудить и написать ответ, а потом вместе прочитать разбор кейса в сборнике. Вообще идей может быть множество – например, игра «Что? Где? Когда?» тоже тренирует командные взаимодействия :).
Сейчас многих школьников при выборе вуза волнует вопрос, на какую зарплату они смогут претендовать после завершения института. Подскажите, имеет ли смысл поступать в МГУ тем абитуриентам, которые в первую очередь заинтересованы в получении максимально высокооплачиваемой профессии?
Конечно, выпускники Московского Государственного Университета смогут претендовать после его завершения на высокую оплату труда, но при важной ремарке: при достижении соответствующей квалификации. Вот недавно в «Эксперте» был опубликован рейтинг российских вузов – там МГУ на первом месте. Но тут надо понимать, что только сам по себе диплом МГУ денег не принесет – с диплома начинают читать резюме, но зарплату-то определяют после собеседований по существу.
Конечно, в любом вузе есть тем или иным образом устроенный рейтинг студентов, и находящиеся на вершине рейтинга могут претендовать на некую прибавку относительно средней оплаты труда по своей специальности в своем возрасте просто за счет того, что им приплачивают за ожидание их роста. Но вряд ли стоит рассчитывать, что, закончив бакалавриат, вы будете прямо сразу получать, скажем, 100 тыс. рублей в месяц, потому что с точки зрения работы вы пока ничего не умеете, единственное, что у вас есть — это свежие натренированные мозги и более-менее развитый экономический кругозор. И уже по месту вашей работы вы начинаете постигать конкретную профессию, технологии конкретной компании, а дальше ваш рост зависит от того, насколько быстро вы учитесь работать.
Как правило, люди, акцентированные на рост во время обучения, участвующие в активной жизни и организационных, командных или аналитических проектах, тренирующие командные активности, различные навыки, проходят стажировки в компаниях. Понятно, что они растут быстрее, и зарплаты у них, как следствие, выше, и выбор, следовательно, больше. Как говорится, под лежачий камень вода не течет.
Если в первую очередь интересуют именно деньги, вообще имеет смысл подумать, стоит ли получать университетское экономическое образование, становиться именно экономистом, потому что существует широкий спектр других высокооплачиваемых профессий, но этот вопрос выходит за рамки выбора вуза, это зависит от того, чем человек хочет заниматься по жизни.
Тем же, кто хочет получить серьезное, базовое образование университетского типа, стремится расти, готов к изменению профессии (сегодня трудно быть уверенным, что какие-то виды деятельности будут актуальны через 30 лет), я бы советовал поступать именно в Университет, что очень важно для экономистов, которые могут быть заняты почти в любой области.
Известно, что еще со времен Ломоносова МГУ славится своей бессословностью. И тогда, и сейчас в МГУ поступают студенты из разных социальных слоев населения. Насколько и как, на Ваш взгляд, изменился состав студентов за последние 15 лет? Как изменились студенты?
В целом принцип бессословности и открытости образования сохранился в Университете и по сей день, в том числе и в ЭМШ. Действительно, в МГУ поступают и там учатся люди из семей с разным уровнем благосостояния, и традиции Университета в этом плане сохранены. Конечно, я в большей степени могу говорить об экономическом факультете МГУ, просто потому что знаком со студентами прежде всего со своего факультета. Другой вопрос, что у более обеспеченных семей есть больше возможностей вкладывать материальные ресурсы в образование и подготовку детей. Но это не ставит барьер на пути ребят из семей с меньшим достатком – учиться и готовиться можно по-разному, а критерий для всех один – результаты экзаменов. Поэтому в конечном счете поступление зависит только от вашего интеллекта и способностей.
В целом за последние 20 лет средний уровень жизни по стране вырос, и среди студентов, конечно, достаток тоже стал повыше. Кроме того, не надо забывать, что выпускники МГУ, как правило, преуспевают, а дети, чьи родители получили университетское образование, реализовались в бизнесе или других сферах деятельности, часто идут поступать в тот же университет. Но ситуации бывают разные – кто-то приезжает на “Maseratti”, а кто-то в буфете берет только чай. Да и вообще студенческое время в плане материального достатка специфичное – с одной стороны, просить деньги у родителей уже как-то неудобно, с другой – зарабатывать полноценно на жизнь еще не получается, и вообще-то на минуточку основная работа студента – учиться :). Но к счастью со временем малообеспеченных студентов становится, на мой взгляд, поменьше, – увеличивается материальная поддержка со стороны факультета, а отличники могут претендовать на специальные стипендии различных компаний, которые иногда вполне сопоставимы со средним заработком по городу.
Что Вы хотите пожелать участникам Открытого чемпионата 2013?
Я желаю участникам Открытого чемпионата 2013 года то же, что всегда желаю выпускникам ЭМШ. В одном из интервью выдающийся спортсмен Александр Карелин сказал: «Удача — это постоянная готовность использовать свой шанс», — так вот, в этом смысле я желаю удачи всем участникам, поскольку шанс у них есть, а вот готовность его использовать им еще предстоит показать.