Александр Авраамов
Авраамов Александр Александрович, руководитель отдела образовательных технологий компании «Гарант»
Александр Александрович, расскажите о своей работе. Когда Вы пришли в «Гарант» и почему именно в отдел образовательных технологий?
К середине 90-х годов прошлого века небольшая компания «Гарант», которая имела в активе только один справочник по законодательству, включавший в себя Кодекс законов о труде РСФСР и некоторые документы по трудовому праву, выросла в динамично развивающуюся IT-компанию, завоевавшую авторитет и признание специалистов. Она активно продвигала свои решения в сфере информационно-правового обеспечения новой российской экономики и бизнеса. Как раз в это время в компании появилась идея создать подразделение, которое бы работало с потенциальными пользователями системы ГАРАНТ. Мои друзья, пришедшие в «Гарант» ранее, предложили мне присоединиться к ним и начать новый проект. Я согласился. К тому времени у меня за плечами уже был 10-летний опыт работы в сфере разработки и внедрения Учебно-методического комплекса для подготовки инженерных кадров, написано несколько глав в кафедральном учебнике и приобретен навык методической и преподавательской деятельности в вузе. Предстояло много новой интересной работы. И до сих пор, хоть минуло почти два десятилетия, нам удается выходить к потребителю с интересными и востребованными предложениями. Мы работаем как с обучающимися, так и с преподавательским корпусом, видными учеными и практиками.
Чем учащиеся высших и средних учебных заведений интересны вашей компании, и какой вид поддержки вы им оказываете?
Мы живем в эпоху стремительного развития IT-технологий, повсеместного внедрения средств информатизации и электронного документооборота. Любому специалисту постоянно требуется нормативная профессиональная информация, которая очень быстро меняется. Ежедневно принимаются новые нормативные акты, которые могут отменять предыдущие документы или вносить изменения в десятки других. Поэтому необходимой и неотъемлемой частью автоматизированного рабочего места являются системы поддержки принятия решения. Рынок требует высокотехнологичных продуктов, которые бы чутко и оперативно реагировали на потребности своих клиентов. К ним, в сущности, и относится информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. Приобретая навыки работы в информационном пространстве будущей специальности на школьной или вузовской скамье, учащийся, благодаря ГАРАНТу, быстрее овладевает профессиональными премудростями, не тратя время на рутинный поиск и отбор необходимых сведений где-то еще. Бесплатно распространяемый нами продукт, получивший название «ГАРАНТ-Студент», позволяет получить доступ ко всем необходимым в учебе и повседневной жизни актуальным документам российского законодательства, являясь универсальной хрестоматией и навигатором в лабиринте правовых знаний. Получив впервые диск ГАРАНТа вместе с комплектом учебников на первом курсе, студент уже не расстается с ним до выпускной работы (не забывая, впрочем, что в начале каждого семестра необходимо обменять его на актуальную версию). Большое подспорье учащимся и их родителям оказывает портал edu.garant.ru, где мы стараемся не только осветить все аспекты образовательных отношений, но и предоставить необходимые материалы по работе с источниками, помочь в освоении образовательных программ и объединить их по интересам. Наши образовательные проекты не ограничиваются только предоставлением информации в сфере правовой и экономической информатики и дисциплин специализации. Компания выступает соорганизатором и информационным партнером многочисленных научно-практических конференций, форумов и семинаров. Ежегодный конкурс РосАПИ ГАРАНТ «Правовая Россия» имеет специальную номинацию для студентов — «Правовая надежда России». И в Москве, и в наших региональных представительствах мы рады видеть в рядах нашей команды молодых амбициозных выпускников.
На Ваш взгляд, насколько важна поддержка школьников и студентов на государственном уровне? Должно ли государство их поддерживать, или это ложится на плечи частных лиц и коммерческих компаний?
Стране нужны грамотные, квалифицированные специалисты, причем кадровый голод испытывают практически все отрасли экономики. Ситуация в общем, среднем и высшем профессиональном образовании непростая, и поддержка со стороны государства необходима. Но если государству в этом благородном деле помогут частные лица и коммерческие организации, выиграют все. Развитие частно-государственного партнерства, попечительских советов, иной благотворительности, активная позиция ТПП и РСПП, других общественных объединений и ассоциаций, способны изменить сложившуюся ситуацию, и ряд шагов в этом направлении на законодательном уровне уже сделан.
Как Вы оцениваете олимпиадное движение на общероссийском уровне? Можем ли мы чему-то научиться у зарубежных коллег, или им стоит присмотреться к нашему опыту внимательнее?
Несмотря на то, что школу я окончил уже давно, роль проводимых вузами и департаментами образования администраций городов и районов предметных Олимпиад я оценил еще тогда. Возможность попробовать свои силы, лучше узнать требования к абитуриентам, точнее определиться в своих предпочтениях и интересах, ну и получить преимущество при поступлении — все это, так или иначе, позволило мне успешно подготовиться и поступить в вуз. Олимпиадное движение, получившее новый импульс в конце 90-х годов, играет большую роль в популяризации науки, в выявлении талантливых и перспективных школьников. С зарубежным опытом в этой сфере столкнуться не пришлось, однако об участии команд от России в различных международных соревнованиях по предметам школьной программы знаем не понаслышке. Так получилось, что компания «Гарант» уже много лет оказывает поддержку региональным и заключительному этапам Всероссийской олимпиады школьников, Межрегиональной олимпиады школьников НИУ ВШЭ и Олимпиады школьников по праву Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. И каждый год мы убеждаемся в высоком качестве подготовки финалистов, которые занимают призовые места и затем успешно учатся в ведущих вузах страны.
Продолжая мысль об олимпиадах, хочется спросить об Открытом Чемпионате. На Ваш взгляд, насколько удачен формат проведения Чемпионата, и что можно изменить в лучшую сторону?
К сожалению, не смог присутствовать на Чемпионате лично. Предложенный формат показался интересным, а польза от мероприятия — и факультету, и студенческому активу, и педагогам, и, конечно, участникам-школьникам – существенна. Это возможность командной работы, интересные кейсы, развитие навыков презентации, отстаивания своего мнения и аргументированной точки зрения, объективная оценка экспертов жюри создают атмосферу, рождающую интерес к науке, обещающей новые горизонты открытий и успехов. В то же время, важно обеспечить высокий уровень мероприятия от методического до организационного, в том числе необходимо активнее работать с учителями, возможно, дистанционно, в режиме вебинаров. С введением ЕГЭ особенно очевидной становится необходимость дополнительных контактов факультета с абитуриентами вне системы приемных испытаний.
Стали бы Вы принимать участие в Открытом Чемпионате? Если бы Вы были школьником, что могло бы привлечь Вас к участию в олимпиаде, не дающей привилегий при поступлении?
Как я уже говорил, в школе и вузе мне доводилось участвовать в различных конкурсах и состязаниях. Возможность стать лидером или игроком команды, сыграться, блеснуть знаниями и эрудицией, а также свободная атмосфера всегда будут интересны участникам. Чемпионат позволяет больше узнать об университете, факультете, определиться с будущей специальностью.
Спасибо за Ваши ответы. Хотите ли Вы пожелать что-нибудь участникам четвертого чемпионата?
Всем участникам Чемпионата – новых открытий и впечатлений, радости творчества и познания, раскрытия способностей, веры в себя, успехов в учебе и верных друзей!