Наталья Грановская
Наталья Грановская — Hearst Shkulev Media/ InterMediaGroup, выпускница ЭФ МГУ.
Наталья, Вы учились в ЭМШ (www.emsch.ru), после чего поступили на экономический факультет МГУ. Скажите, знания, полученные Вами в ЭМШ, как-то помогли при поступлении в МГУ?
В ЭМШ я получила нечто бОльшее, чем знания, и это бесценно. Одна из моих преподавательниц – Карина Худенко – много лет назад сказала, что в 11 классе вы будете пахать так, как никогда до этого и никогда после. Интересно, не поменяла ли она свое мнение теперь, когда стала Партнером PWC?!
Я свое мнение не поменяла: чтобы выдержать нагрузку в 11 классе, необходимо иметь основу, стержень, приобретенный в 9-10 классе в ЭМШ.
Когда ты учишься в обычной школе и ты там лучший, невозможно адекватно оценить свои возможности и свой потенциал, невозможно увидеть горизонт, за которым открываются знания экономики, бизнеса, людей, наконец.
ЭМШ – это место, в которое стоит идти, если вам нужно что-то большее, чем поступление на экономический факультет, это начало успешной карьеры, а нередко и личной жизни.
Наталья, вы являетесь одним из менеджеров российского предприятия, входящего в крупнейшую в мире медиагруппу Hearst. Почему после завершения МГУ Вы выбрали такую «гламурную» отрасль для построения карьеры? Или это только снаружи отрасль кажется такой?
Если честно, это отрасль выбрала меня. Еще в школе, когда мама давала мне деньги на завтрак (не помню почему, но у нас он был платный и за наличный расчет), я тратила их в ближайшем киоске с прессой. Покупала все, читала взахлеб и мечтала. Мечтала когда-нибудь сделать что-то подобное, что-то более искреннее, более яркое.
А экономику начала изучать, чтобы понять, наконец, почему в рекламе не всегда указывают адрес, где берут денег на печать журналов и как получается, что ежедневная газета успевает за новостями по радио. И почему «буржуины» из детских книжек про революцию владели не только заводами и пароходами, но и газетами.
Вы говорите о «гламурности»… Не гламурный это бизнес, а самый обычный, про деньги.
Просто кто-то продает нефть, кто-то кефир и хлеб, а мы – журналы и рекламу в них.
Основное наше издание – еженедельник «Антенна-Телесемь» – занимает 1-ое место в России и 8-ое место в мире по тиражу, а по объему потребления в России превосходит таких «монстров» как Coca-Cola и даже Nescafe (по данным TNS M’Index, 2011/1-2). По числу работников мы превосходим некоторых представителей big-4, по региональной экспансии тоже в топе.
Это большой бизнес, и здесь работают те же законы, что в продаже подгузников. Хотя это бизнес, который просто необходимо любить и понимать, что продавать журналы, нести людям тепло и свет гораздо приятнее и одновременно сложнее.
Лучшее базовое образование для будущей карьеры в бизнесе, на мой взгляд, дает Экономический факультет МГУ. Потом можно получить МВА в более узкой сфере, например, в области медиа. Хотя лично я закончила магистратуру Экономического факультета и не жалею.
Среди студентов Экономического факультета МГУ ходят слухи, что если твоим начальником после МГУ будет тоже выпускник экономфака, то к тебе будут предъявляться сверхжесткие требования по сравнению с выпускниками других вузов. Но зато если ты их выдержишь, твоей карьере обеспечен быстрый взлет. Насколько это похоже на правду? Есть ли среди Ваших сотрудников выпускники Экономического факультета МГУ?
Для начала, у тебя гораздо больше шансов приобрести начальника с экономфака, если ты сам с экономфака. Это такое неформальное братство, что ли. Как «мы с тобой одной крови». Мне в карьере в этом смысле было нелегко – только первый начальник (привет, Сережа!) был с экономфака и одновременно из ЭМШ. Но сама я стараюсь принимать на стартовые позиции перспективных молодых ребят с хорошей головой, которые умеют ею пользоваться. Наличие головы проверяется при поступлении, а не научиться ею пользоваться в результате обучения на нашем факультете просто невозможно.
Так что на правду похоже.
Насколько в целом обучение на экономическом факультете МГУ подходит для построения карьеры в издательском бизнесе? Или, чтобы попасть на работу к Вам, лучше заканчивать факультет журналистики или филфак? Какие навыки наиболее важны для сотрудников Вашей компании?
В нашей компании, как и в любой другой, есть разные направления: производственные, финансовые, коммерческие, редакционные. Да, если ваша мечта – писать (или читать), – надо идти на журналистику, но это только малая часть айсберга. Не скажу точно в процентах, но не менее половины всего персонала издательских домов прямого отношения к творческому процессу не имеют. Как и в любой крупной компании, у нас есть и бухгалтерия, и отдел продаж, и даже административно-хозяйственный департамент.
Я много общаюсь с коллегами из FMCG, наши бизнесы во многом очень схожи.
Как Вы думаете, нужно ли начинать работать, когда ты ещё учишься в ВУЗе? Или только после получения диплома? И как поступили Вы?
Работать надо начинать еще до института, чтобы убедиться в выборе будущей профессии. У меня вообще смешно получилось: сначала покупала журналы в киоске, а потом – классе в 6-ом – раздавала их бесплатно, раскладывала по ящикам. К 8-ому классу уже стала начальником точки, принимала тираж и руководила курьерами. Такой быстрый карьерный рост (смеется). А работать головой начала с 16-ти лет. В какой-то момент для карьеры это очень пригодилось. В 23 года у меня за плечами было уже 7 лет опыта, что в сочетании с образованием, давало существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими выпускниками.
В этом году ЭМШ и экономический факультет проводят второй Открытый чемпионат школ по экономике. Что Вы пожелаете тем, кто точно не знает, стоит ли им участвовать в этом интеллектуальном конкурсе?
Я желаю сомневаться. Умный человек всегда сомневается. А лучший способ сомнения развеять – взять и попробовать. Говорят, что учиться плавать методом ныряния – не самый простой способ, зато самый действенный.
Просто подумайте, чем вы рискуете, приняв участие? Ничем!
Зато ощущение победы стоит дорого!
Возможно, именно эта победа станет первой в вашей карьере!