Марина Макарова
Директор учебного центра “Сетевая Академия ЛАНИТ”
Руководитель ведущего учебного центра России, где готовят специалистов информационных технологий, рассказывает о создании интерактивных учебников, будущем дистанционного образования, и почему на протяжении 11 лет ЛАНИТ поддерживает Чемпионат.
Марина, добрый день! По традиции наше интервью начинается с трех интересных фактов. Какие факты Вы можете рассказать о себе?
Я окончила Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина по специальности «Математика», а после получила еще две специальности – «Экономист по банковскому и страховому делу» и «Независимый директор». Люблю путешествовать, обожаю вкусно готовить. А еще у меня необычное хобби – делаю рождественские украшения.
Вы выросли из руководителя PR-службы страховой компании до директора одного из ведущих учебных центров России. Вы целенаправленно шли к этому, или имел место счастливый случай?
Просто так ничего не происходит. *смеется*. Я по образованию учитель математики, и когда мне предложили возглавить “Сетевую Академию”, я подумала: «Должно же было это ружье когда-нибудь выстрелить». Если говорить серьезно, то рынок образовательных услуг растет с каждым днем, а это всегда идеальные условия для профессионального развития и самореализации.
В чем секрет вашего успеха?
Думаю, в увлеченности. Мне интересно заниматься новыми проектами. Еще верю, что залог успеха – это сотворчество людей, работающих в одной компании. Только объединив усилия, можно создать по-настоящему стоящий продукт. А в нашей компании работают интересные творческие люди. Я учусь у них, а они, надеюсь, узнают что-то от меня.
С каждым происходят ситуации, когда “опускаются руки”. Как Вы с ними справляетесь?
У каждого человека – свои мотиваторы двигаться вперед, а не останавливаться на достигнутом. Я в таких случаях говорю себе: “Если не я, то кто?”
Расскажите про учебный центр «Сетевая Академия» – как, чему и кого Вы обучаете?
Мы учим ИТ-специалистов, руководителей и просто заинтересованных пользователей системному администрированию, программированию, управлению проектами, ИТ-менеджменту и многому другому. Также разрабатываем электронные курсы и реализуем большие образовательные проекты для компаний, когда нужно обучить тысячи или даже десятки тысяч слушателей по всей стране. Раньше учили очно, но с пандемией все изменилось. Большую часть курсов мы перевели в дистанционный формат.
За прошлый год звучало немало негативных отзывов в адрес дистанционного обучения: оно неэффективно, неудобно и т.п. А Вы что думаете об этом?
Все зависит от подхода и проработки программы. Можно провести лекцию оффлайн так, что студенты не запомнят ни слова, а можно выстроить онлайн-обучение таким образом, что человек превосходно усвоит материал и запишется на следующий курс.
Школы и вузы в пандемию оказались в сложной ситуации: у них не было ни методологической, ни технической подготовки для перехода в онлайн. Пришлось перестраиваться на ходу в условиях всеобщего стресса и нерабочей домашней обстановки. Неудивительно, что возникало много вопросов.
Однако технологии развиваются, рынок онлайн-образования за прошлый год вырос на 30-35%, и это не предел. За прошлую неделю мне на двух разных мероприятиях от людей, организующих образовательные процессы, доводилось слышать: “Если бы не пандемия, мы бы не смогли реализовать свои самые смелые мечты…” И знаете, я с ними согласна!
У дистанционного обучения масса преимуществ, если грамотно подходить к его организации.
Итак, Вы занимаетесь дополнительным профессиональным образованием взрослых. Почему Вы решили провести мастер-класс для школьников?
Школьники – это наше будущее! От их сегодняшних знаний зависит то, как мы будем жить завтра. В нашей практике – немало проектов, связанных с обучением именно детей, и к каждому из них мы относимся с трепетом.
И еще. Моя дочь в прошлом году окончила школу. Она тоже участвовала в похожих мероприятиях. Я видела, сколько драйва и новых идей они дарили ей и ее друзьям. Если у меня есть возможность помочь нынешним старшеклассникам проявить свои таланты, я считаю своим долгом сделать это!
Расскажите подробнее, какие проекты “Сетевая Академия” готовила для обучающихся школ?
Мы разработали интерактивные учебники по финансовой грамотности для школьников 2-11 классов в рамках проекта Министерства финансов РФ. Три четверти детей этого возраста в России имеют карманные деньги – заработанные или те, что им дали родители. Но не все могут ими распоряжаться: спланировать бюджет на неделю для них – это уже проблема.
Наши Учебники восполняют этот пробел в образовании. К тому же, по ним любопытно заниматься: каждый учебник содержит ссылки, видео- и аудиоматериалы, мультфильмы, кейсы и прочие интерактивные элементы.
Если вспомнить и другие проекты, то мы проводили масштабное обучение наблюдателей, занятых при проведении ГИА и ЕГЭ (78 000 человек по всей России). Это, конечно, не обучение детей, но от этого курса зависела объективность оценки знаний выпускников на экзаменах. Кстати, обучение было дистанционным, и 97% слушателей отметили его исключительную полезность для работы.
Кроме того, мы ежегодно организуем обучение детей сотрудников ГК ЛАНИТ – ребята учатся безопасно работать в Сети, создавать сайты, использовать функциональность MS Office, снимать видео и вести блог. Участвуем в качестве волонтеров в профориентационной игре “Билет в ЛАНИТ” – в этом году подготовили для детишек из детдомов мастер-класс по устройству компьютера.
Как рождаются идеи подобных проектов?
С одной стороны, всегда есть заказчик и его задача. С другой – наши креативные специалисты, их опыт, знания, наработки и желание выполнить задачу наилучшим образом. Вот на пересечении этого и появляются значимые проекты, которыми мы гордимся. За каждым стоит работа целой команды.
Как школьнику стать частью мира ИТ? Ваш совет ребятам, которые хотят работать в этой сфере.
Сейчас проводится много профориентационных мероприятий. Это отличная возможность присмотреться, попробовать, узнать больше об интересующей сфере, познакомиться с компаниями.
Также советую использовать все источники информации: есть курсы, книги, много обучающих материалов в интернете и, наконец, эксперты, готовые делиться опытом. Не пренебрегайте ничем.
И помните, важна практика и непрерывное обучение. Технологии развиваются столь стремительно, что “нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть – бежать, как минимум, вдвое быстрее”.
У участников ОЧ шансы преуспеть в этой сфере особенно велики: ИТ-специалисту точно пригодится хорошее знание математики.
Почему ЛАНИТ уже на протяжении 11 лет поддерживает Открытый чемпионат?
Интересный вопрос. Есть несколько принципов, по которым мы отбираем проекты. Первый – проект должен нас вдохновлять. Мы поддерживаем те идеи, в которые искренне верим и знаем, что принесем пользу большому количеству людей.
Второй – мы надеемся нашей поддержкой дать толчок к развитию проекта, и Чемпионат – показательная история, ведь география участников расширяется, а конкурсные задачи становятся все сложнее и разнообразнее.
И напоследок: небольшое пожелание или наставление участникам Открытого чемпионата от директора “Сетевой Академии ЛАНИТ”.
Не останавливайтесь! Вы – большие молодцы. Участие в Открытом чемпионате – это уже показатель вашей целеустремленности. Главное – сохранить этот темп, интерес, стремление идти вперед и не бояться поражений. Без падений не бывает взлетов.