Дмитрий Лепетиков
Дмитрий Лепетиков — директор центра маркетинговых исследований банка ВТБ24, с 2004 по 2006 – исполнительный директор ФЭИ «Центр развития». Является членом ряда экспертных советов при государственных органах. Имеет более 50 публикаций в различных СМИ. Выпускник экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1993)
Дмитрий, почему Вы выбрали банковскую сферу? Почему именно аналитика? И как все это сплелось в должность директора центра маркетинговых исследований?
Так исторически сложилось. Я закончил МГУ в начале 90-х, тогда банковская система России только формировалась, и был хороший шанс многого добиться. Аналитика мне близка с детства, всегда считал себя хорошим математиком. Ну а должность – это плод предыдущих успехов: заметили, оценили и пригласили.
Вы аналитик и исследователь, какими качествами должен обладать хороший экономист-исследователь?
Любой исследователь должен быть в курсе современных теорий в своей области, уметь искать и правильно интерпретировать необходимую информацию, делать выводы, их излагать и доказывать. Но самое главное – уметь думать.
Отличаются ли чем-то исследования в экономике от исследований в других науках?
Главным образом – предметом исследования. Методы исследования в разных науках сейчас сблизились, чему способствовало развитие вычислительной техники.
Какие качества и знания позволили Вам добиться признания в своей сфере? Какие из них Вы получили в Университете? Чего не хватало?
Главный университетский навык – широкий кругозор, что позволяет ориентироваться в самых разных экономических проблемах. Основные ограничения во время моей учебы были связаны с идеологическими причинами: я начинал учиться во времена СССР, когда главной и бесспорной экономической книгой был «Капитал» Маркса. При всем уважении к этому замечательному произведению, мировая экономическая мысль ею не исчерпывалась. Пришлось «догонять» самостоятельно.
Как работодатель скажите, всегда ли Вам удается найти себе в команду выпускников ВУЗов, отвечающих этим требованиям?
Нет, конечно. Приходится брать во многом «сырых», хотя и способных (в России, слава Богу, умные головы не переведутся никогда) и обучать по ходу.
Чего же не хватает современным ВУЗам? Можно ли эти проблемы решать на уровне школы?
На мой взгляд, современные выпускники вузов лучше считают, но хуже пишут и умеют отстаивать свою точку зрения. Возможно, в этом виновата и современная система образования, в которой все больше и больше места уделяется технике в ущерб мысли, а состязательный устный экзамен заменяется обезличенными тестами. В рамках средней школы это не решается, ее уровень, по моим родительским наблюдениям, падает.
Мы проводим Открытый Чемпионат — первый командный турнир по экономике. Поможет ли это?
Тем ребятам, которые примут в нем участие – безусловно, поможет. Такие турниры как раз и учат мыслить нестандартно.
Можно ли подобные мероприятия использовать для отбора лучших и оценки их командных качеств?
Я бы приветствовал такую форму отбора. Хотя она и не должна полностью заменять традиционные экзамены. В команде должны работать не только таланты и генераторы идей, но и толковые исполнители, чье преимущество – в хорошем уровне базовых знаний.
Как Вы считаете, могут ли быть бизнесу интересны результаты таких соревнований? Есть ли зависимость, на Ваш взгляд, между победами в подобных олимпиадах и реальными достижениями в бизнесе и науке?
От школы до бизнеса – слишком большая дистанция. Поэтому вряд ли победителям стоит рассчитывать на то, что их возьмут на заметку прямо сейчас. Однако выигрыш олимпиады сродни успеху в бизнесе. И там, и там идет жесткая борьба с сильными конкурентами. И там, и там в выигрыше остаются лучшие.
Насколько вообще экономика — командный вид спорта?
Конечно, командный. Экономика слишком сложна и разнообразна, чтобы даже гений рассчитывал выиграть в одиночку.
Чтобы Вы пожелали участникам Открытого Чемпионата?
Желаю всем участникам: школьникам, учителям, организаторам научиться играть в команде, готовить команду, организовывать процесс. Первым среди лучших – применить секреты своего успеха в дальнейшем. А просто лучшим (ибо те, кто достаточно силен, чтобы принять участие в таком непростом проекте — уже лучшие) – сделать выводы и добиться большего.
Банк ВТБ24 — один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.