Александр Михайлов

Александр Михайлов — директор по финансам и инвестициям группы компаний ЛАНИТ. Выпускник экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова (1997).

Какие знания, которые Вы получили в МГУ, наиболее Вами сейчас востребованы?

Экономический факультет МГУ был и остается отличной стартовой площадкой для тех, кто связывает свое будущее с экономикой, финансами. Считаю, что главная задача любого экономического ВУЗа – научить студентов мыслить категориями своей будущей профессии, дать фундаментальные знания. В МГУ с этим прекрасно справляются. Другое дело – практические навыки. Их можно приобрести только в ежедневной работе, и ни в одном университете, каким бы замечательным он ни был, этому не учат. Наличие профильного образования для профессионального финансиста обязательно, но нужно стремиться к тому, чтобы как можно раньше начать получать не только теоретические знания, но и практический опыт.

Какими качествами должен обладать экономист, чтобы достичь успеха?

Экономист – понятие широкое. Есть исследователи, более склонные к научной работе, и есть экономисты-управленцы, выбирающие карьеру в бизнесе. Про исследовательскую работу сказать ничего не могу – не пробовал. Для экономиста, работающего в бизнесе, важно несколько составляющих:

  • Умение хорошо считать, анализировать, чувствовать цифры;
  • Умение оперативно принимать решения, не бояться брать ответственность;
  • Умение общаться с людьми, убеждать, управлять, разрешать конфликтные ситуации;

Финансовое направление – важная, но далеко не единственная составляющая бизнеса. Нужно уметь договариваться и внутри компании – с другими службами, и вне ее – с партнерами, контрагентами, банковскими структурами. Чем выше занимаемая экономистом позиция, тем важнее становятся такие вот коммуникационные навыки.

Еще одним важным фактором является самомотивация и ориентированность на результат – каждый день финансовый руководитель проводит множество «микро-сражений» в каждом из которых надо выходить победителем.

Насколько в Вашей сфере деятельности важна работа в команде?

Компания – это и есть команда. Точнее, объединение множества команд: финансовая служба, службы продаж, маркетинга, логистики… Список можно продолжить. Руководитель каждой службы должен донести стратегические цели до подчиненных, правильно сформулировать локальные задачи, подобрать профессионалов необходимой квалификации. На уровне всей компании ситуация схожая. Если подразделения будут взаимодействовать неэффективно или конфликтовать между собой, это плачевно скажется на общем результате. Умение выстроить совместную работу очень важно.

Дают ли ВУЗы и школы необходимый для работы уровень знаний и умений?

Конечно, нет. Не дают, да и не должны. На мой взгляд, задача ВУЗов и школ – создать основу, фундамент. Этот фундамент должен быть прочным, но вот что на нем строить, каждый решает сам. И строит тоже сам. Даже в рамках программы экономического факультета МГУ нельзя охватить все возможные специализации для профессии «экономист» – их десятки, если не сотни. И для каждой специализации нужен по-своему уникальный набор навыков. Когда выпускник приходит работать в определенную компанию, он сталкивается еще и с отраслевыми особенностями, корпоративной спецификой: у каждого работодателя свои предпочтения. Только на этом этапе выясняется, какие в точности умения понадобятся. Если человек хочет развиваться в определенном направлении, пожалуйста: есть литература, есть специализированные курсы и образовательные программы, есть опыт коллег, который необходимо перенимать.

Как Вы относитесь к идее проведение в 2011 года Командного Чемпионата среди Школ по экономике? Насколько Экономика – командный «вид спорта»?

На второй вопрос я, кажется, уже ответил. Что касается чемпионата, то идея мне нравится. Для тех, кто сейчас учится в школе, но собирается в будущем стать экономистом, это может стать своеобразной проверкой на серьезность намерений.

Что бы Вы пожелали участникам?

Удачи! И не бойтесь допускать ошибки – их можно исправить.

ЛАНИТ – «ЛАборатория Новых Информационных Технологий» – ведущая в России и СНГ многопрофильная группа ИТ-компаний, отметившая в 2009 году 20-летний юбилей. По итогам 2009 г. ГК ЛАНИТ входит в TOP-3 российских IT-компаний (журнал «Деньги», «Эксперт РА», «Финанс.»). ЛАНИТ представлен в рейтингах «200 крупнейших частных компаний России» («Ведомости», Forbes), «400 крупнейших компаний России по объему реализации продукции» («Эксперт РА»), «800 крупнейших компаний России» (РБК.Рейтинг).

Почитать другие интервью

Назад