Ольга Клачкова
Ольга Клачкова — член Орг.комитета Открытого Чемпионата Школ по экономике.
Ольга, по опыту организации различных мероприятий скажите, что нужно для победы в такого рода соревнованиях?
Поскольку в этом году Открытый Чемпионат включает в себя индивидуальный и командный туры, то самое главное — это умение работать в команде. В команде должен быть организатор и очень важна именно организаторская работа.
Если говорить о том, что нужно для решения задач, то задания этого года требуют от участников, в первую очередь, идей, придумывания чего-то нового, а не столько знаний экономики, которой у них может в школе и не быть.
Можно ли тогда как-то подготовиться?
Я бы рекомендовала участникам больше интересоваться тем, что происходит вокруг: следить за новостями. Ну и, разумеется, прочитать хотя бы базовый учебник — это необходимое условие, но не достаточное.
В связи с тем, что турнир командный, Ольга, может быть, дадите участникам какие-то рекомендации по тому, как стоит формировать команду? Приглашать ли только одиннадцатиклассников или учеников всех классов понемногу?
Лучше, чтобы в команде были представители всех классов, потому что одиннадцатиклассники сейчас очень сконцентрированы на поступлении и поэтому несколько зашорены. Они привыкли писать все только то и так, как их учат для подготовки к ЕГЭ и вступительным — им может быть трудно решать какие-то новые для себя задачи, тогда как девятиклассникам это может быть легче.
Кроме того, всем было бы полезно пообщаться, восьми- и девятиклассникам поучиться чему-нибудь у старших товарищей, и всем вместе был бы ценен опыт командной работы.
По какому критерию стоит набирать команду? Самых умных или может быть только своих друзей?
Набирая команду, нужно понимать, что с этими людьми за короткое время вам предстоит решить проблему. Просто самые умные, конечно, сами по себе много чего напишут, но вам нужно командное решение. Тут может быть полезен навык игры в “Что? Где? Когда?”, когда в команде всегда есть капитан, выполняющий функции модератора или менеджера, который должен выхватывать из обсуждения самые ценные мысли.
Почему плохо, когда только друзья играют — они начнут трепаться, станет шумно… им, конечно, будет весело, но к результату это не приведет. Хотя друзья бывают разные, и конструктивные, и деструктивные…
Полезно, чтобы был человек, который прочитал много всего, но главное — должны быть “соображающие товарищи”.
Ольга, а можно ли как-то познакомиться с вариантами прошлых лет?
Ну как же! На сайте Открытого Чемпионата. Туда можно перейти через сайт Экономико-математической школы или просто по прямой ссылке.
Можно ли будет пользоваться калькулятором?
Не думаю, что вам понадобится калькулятор в командном туре. А в индивидуальном… Почему нет?
Если в школе не преподают экономику, то стоит ли приходить на Открытый Чемпионат?
Да, почему нет. Особенно командный тур не ориентирован на какие-то конкретные школьный знания по экономике. Гораздо важнее умение рассуждать и общая эрудиция.
А в индивидуальном… Даже если вы окажетесь внизу списка, все равно получите ценный опыт.
Что больше ценится жюри: точность и подробность ответа или его оригинальность?
Важно, чтобы школьник правильно понял, что он него, собственно, хотят. Если он написал что-то очень оригинальное, но не имеющее отношения к заданию, то понятно, что это не очень хорошо.
С другой стороны, если придумать какую-то банальность, то ее, вероятно, все напишут. Тогда как что-то оригинальное выделит ответ и запомнится — важно, чтобы оно было.
Ольга, Ваши пожелания участникам Чемпионата?
Не зацикливаться на результате. Приходите, получите удовольствие от задач, от работы в команде. А мы, организаторы, постараемся сделать все, чтобы вам это удалось.