Наталья Калмыкова

Наталья Михайловна Калмыкова — лауреат премии правительства РФ в области образования (2006), лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность (2007),  выпускница экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1987), доцент кафедры народонаселения, руководитель отдела приема бакалавриата, член оргкомитета олимпиады «Ломоносов».

Наталья Михайловна, Открытый чемпионат – бескорыстная олимпиада, новое для школьников понятие. Как его воспринимать и зачем им принимать в нем участие?

Мы все привыкли за последние годы, или нас приучили в последние годы, что олимпиада должна влиять на поступление. На самом  деле это полная девальвация понятия «олимпиада», с моей точки зрения, потому что изначально всероссийские олимпиады ( и олимпиадное движение вообще) были созданы не для того, чтобы кто-то куда-то поступил, а для того, чтобы школьники могли узнать гораздо больше нового и интересного, в том числе и того, что они не изучают в школе. Олимпиады задумывались в том числе и для того, чтобы расширить представления школьников о предмете: когда лошади снимают шоры, лошадь тихо ошалевает от того, что она видит на лугу, ведь раньше она видела только свою торбу с овсом и больше ничего. Оказывается, что есть разные травы и цветы, которые тоже можно есть! То есть в знакомом предмете есть еще неизвестные области. Но, к сожалению, современные привычные всем олимпиады — та самая торба с овсом: съел-наелся-поступил. Открытый чемпионат же не должен входить в перечень олимпиад, потому что Открытый чемпионат был задуман как праздник экономических знаний, возможность посоревноваться, поиграть в экономику, проверить свои силы, проверить силы своих товарищей, посмотреть на других и обнаружить пробел в своих знаниях, который можно закрыть к следующему году.

Может быть, еще и для того, чтобы проверить свою предрасположенность к экономике?

Да, конечно. Понять, насколько мне это интересно, насколько меня не тошнит от этих понятий, потому что обычно для многих непосвященных школьников экономика сводится к подсчету денег. А потом оказывается, что все гораздо сложнее, что есть какие-то модели, что есть микро- и макроэкономика, и школьники к этому совсем не готовы. То есть чемпионат это, как я уже сказала, хорошая возможность расширить свое представление о том, что такое «экономика», «убрать шоры».

Что-то, кроме призов, будет выделять победителей? Может быть, расширенная информационная политика, больше информации о проводимых Университетом мероприятиях, о подготовке и поступлении?

Я считаю, что это побочный эффект. То есть, когда человек просто приходит на факультет, знакомится с факультетом, принимает участие в большом мероприятии в аудиториях, то он просто обретает новый бесценный для себя опыт. Потому что он привык в школе участвовать в контрольных работах в классе на 20-30 человек со знакомым учителем, где, в общем-то, почти всегда понятно заранее, на что он тянет, если у него не болит голова, не болит живот. А здесь совершенно новая ситуация, возможность собраться в этой новой ситуации. То есть это в какой-то степени еще и тренировка перед экзаменами и перед тем же ЕГЭ, если хотите. Не по содержанию, а по атмосфере: то есть собраться и выложить лучшее, что у тебя есть в голове.

Но ведь Открытый чемпионат — это еще и командный чемпионат. А ЕГЭ —  все-таки индивидуальный марафон.

Открытый Чемпионат — не индивидуальный марафон, но в этом и есть прелесть Открытого чемпионата, потому что от каждого в отдельности  многое зависит, потому что первая часть баллов, набранных командой, все-таки зависит от индивидуальных рейтингов. А вторая часть, в которой можно все улучшить или все испортить, — это все-таки работа команды. И здесь, мне кажется, ничего страшного, если в команде кто-то знает экономику, кто-то не знает, кто-то знает математику, а кто-то просто талантливый организатор: способен организовать именно работу команды как команды, вообще не зная ни о чем, он может просто организовать. Так что, мне кажется, команда должна быть очень разношерстная: она не должна состоять из ботаников-отличников, на «пятерки» знающих экономику.

То есть это лишний раз подтверждает тезис о том, что, даже не зная экономику, можно идти, пробовать и пытаться победить?

Да, несомненно. Особенно для тех, у кого впереди чемпионат №2, №3 и т.д. Нужно это расценивать как хорошую тренировку: увидеть формат, поучаствовать в этой Игре с большой буквы и на будущий год знать, к чему готовиться. Мне кажется, после этого те, кому наша Игра понравится, начнут серьезно к ней готовиться.

Как по-вашему, экономика вообще, подготовка к поступлению и обучение экономике, в частности, — это командный вид спорта?

Поступление для многих, особенно в последние годы, становится «спортом». Школьники подают документы в большое количество вузов, живут в постоянном стрессе. И это не самый лучший пример обучающего «спорта». Спорт начинается там, где я хочу в первую очередь для себя добиться чего-то нового, будь то новые рекорды в прыжках в высоту или новые знания. И в этом смысле обучение – это спорт.

На курсах ведутся те же рейтинги, что и в спорте?

Честно говоря, я считаю, что и да, и нет. Обучение это, конечно, индивидуальный процесс. В любом случае, каждый учится для себя, для своих целей, ставит себе планку и достигает этой планки. Но одновременно обучение это и командный процесс. Вот чем мне нравятся и не нравятся рейтинги: я считаю, рейтинг должен быть, но рейтинг должен быть мягким, то есть он не должен давать материальных выгод, по крайней мере, в стенах Университета, потому что тогда отобьется желание работать в команде. Потому что даже в студенческих группах часто бывает: один понимает лучше, другой хуже. Если я кому-то что-то объясняю, я для себя уясняю это лучше. Это не значит, что надо давать списывать, подсказывать и обмениваться шпаргалками, это значит — нужна нормальная здоровая взаимопомощь, чем  в принципе Университет всегда отличался.

А как бы Вы посоветовали школьникам подготовиться к чемпионату?

Мне кажется надо во что-то вместе поиграть. Надо проверить, насколько команда слажена. Играть можно в любую совместную игру, хоть физическую — мячик погонять, в волейбольчик поиграть, — хоть любую интеллектуальную, где требуется мозговая атака, совместное решение проблемы. И, кроме того, мне кажется, что надо попытаться научиться излагать проблемы или решение проблемы довольно быстро и коллективно. То есть надо понять, как можно априори распределить роли, т.е. кто в команде записывает, кто генератор идей, хотя все будут генерировать идеи, кто может переключать команду, если она зациклилась на одной и той же идее. То есть более-менее понять, кто есть кто.

То есть для начала можно посмотреть ЧГК (телевизионная игра «Что? Где? Когда?»), чтобы узнать, как работают профессионалы?

Можно посмотреть ЧГК, можно самим поиграть в ЧГК.

Что бы вы пожелали участникам?

Пожелала бы удовольствия от Игры, и еще раз повторюсь, от Игры с большой буквы, потому что участие в подобных Чемпионатах должно приносить радость. Ну и победы, естественно! Плох тот участник, который не хочет победить.