Интервью с Ильёй Стребулаевым, выпускником ЭФ МГУ 1997 года
Илья Стребулаев, профессор финансов Высшей школы бизнеса Стенфордского университета, выпускник ЭФ МГУ 1997 года
Прочитав это интервью, вы узнаете:
— какие знания, полученные на факультете, оказались наиболее востребованными?
— насколько полезен опыт преподавания в ЭМШ?
— почему ЭМШовые школьники показывают такие высокие результаты?
— чем обучение в РЭШ и LBS отличалось от классического университетского образования?
Заинтересовались? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете узнать, прочитав это интервью.
Илья, Вы закончили Экономический факультете МГУ в 1997 году. Какие знания, полученные в МГУ, оказались наиболее востребованными в дальнейшем? Чем Вам запомнились годы обучения?
Математика, преподаваемая такими людьми как Кострикин, Кочергин, Лукаш, Любкин и другими, оказалась очень полезной. Ещё понадобились некоторые экономические предметы (например, курс Шагас (макроэкономика) и теория игр), хоть и не так сильно. Факультет шел по пути перемен по сравнению с тем, что преподавалось раньше. Для меня важнее было взаимодействие с факультетом и студентами вне учебных аудиторий. В первую очередь, разумеется, работа с Виталием Леонидовичем Тамбовцевым, к чьей лаборатории я присоединился на первом году обучения. Он многому научил меня, став моим первым наставником, как профессиональным, так и личным. Я во многом обязан ему за свой подход к академической жизни.
И, разумеется, моя жизнь в ЭМШ также была действительно важна. Я был одним из немногих студентов, которые преподавали в ЭМШ несколько лет с первого года обучения на факультете, и мне очень понравилось это. Кроме того, я очень рано стал членом Совета ЭМШ, и, если хотите, ЭМШовые люди и ЭМШовая атмосфера сыграли очень важную роль в моём социальном воспитании. Позвольте мне упомянуть здесь Лёню Азимова и Вадима Краскова (и, разумеется, Игоря Алексеевича Кострикина).
Во время обучения в МГУ Вы несколько лет преподавали в Экономико-Математической школе (ЭМШ,www.emsch.ru). В 2012 году 21% участников (от Московского региона) финального тура Всероссийской олимпиады по экономике – учащиеся ЭМШ. Как Вы думаете, с чем могут быть связаны такие результаты школьников, ведь в ЭМШ преподают не профессиональные педагоги, а в большей степени студенты и аспиранты МГУ? Насколько Вам был полезен опыт преподавания в ЭМШ?
Как я уже упомянул, я преподавал в ЭМШ с первого года своего студенчества, и этот опыт привил мне вкус к преподаванию и стал первым большим уроком о том, как преподавать, вдохновлять и заинтересовывать людей. К слову, первый мой курс назывался «Ваша Культура» и рассказывал о русской культуре 19-го столетия.
Есть несколько причин, почему ЭМШовые студенты так успешны.
Во-первых, конечно, из-за очень внимательного отбора школьников. Когда я был активно вовлечён в этот процесс в середине 90-х, не было ничего важнее вступительных экзаменов и последующего собеседования. Средний ЭМШовый студент был умнее среднего студента факультета.
Во-вторых, преподаватели в ЭМШ любят преподавать и вдохновлены тем, что они делают, и, в свою очередь, вдохновляют на учёбу своих учеников.
В-третьих, молодое поколение студентов зачастую знает больше профессоров (факультета), которые обучают их. Во всяком случае, так было в моё время. Лёня Азимов, например, знал больше про микроэкономику, чем наш преподаватель – факт, не ускользнувший от моего внимания на первом году обучения на факультете.
После МГУ Вы закончили Российскую Экономическую школу (РЭШ), а потом лондонскую школу бизнеса (LBS). Чем обучение в РЭШ и LBS отличалось от классического университетского образования?
Я бы сказал, что именно обучение в РЭШ было классическим. РЭШ – это, несомненно, лучшая экономическая программа в России. Во-первых, уровень профессоров был очень высоким. Во-вторых, качество преподаваемого материала было очень высоким. В-третьих, уровень студентов был очень высоким. Должен признаться, в МГУ я тратил не очень много времени на выполнение домашних заданий, да и учиться было не очень сложно – и теперь я понял, что так быть не должно. Обучение в РЭШ действительно было для меня (выпускника экономического факультета, а не мехмата) вызовом моим способностям.
В LBS я обучался по программе PhD (докторская степень), чья структура отличается от программ бакалавриата или магистратуры. Во-первых, группы очень маленькие – в мой год шестеро были приняты на финансовою программу и трое получили степень. Во-вторых, на первых двух годах обучения преподаются курсы с различных дисциплин, однако очень скоро вы начинаете проводить исследования (я начал практически сразу). В-третьих, вы намного больше работаете с профессорами. Остальное похоже на РЭШ, только ещё больше стимулирует интерес к учёбе: известные преподаватели, великолепные одногруппники, соревновательная атмосфера, которая помогает сосредоточиться и работать. LBS – фантастическая школа, их PhD-программа – лучшая в Европе.
Сейчас Вы самый известный российский профессор, преподающий в Стенфордской школе бизнеса, одной из лучших в мире школ бизнеса в мире (№1 по рейтингу «Global MBA Rankings 2012» http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/global-mba-rankings-2012). Чем студенты Стенфордской бизнес-школы отличаются от студентов МГУ, если такое сравнение корректно? И в каком возрасте или какой ситуации стоит идти учиться в бизнес-школу? Может обучение в бизнес—школе заменить получение степени бакалавра?
Я не думаю, что сравнение действительно справедливо, так как я знаю только студентов-бакалавров МГУ, обучавшихся в 90-х годах, а в Стэндфорде я знаком со студентами MBA и PhD-программ. Но как вы догадываетесь, раз Стэнфорд – лучшая бизнес-школа в мире, то наши студенты – лучшие студенты из тех, что обучаются в бизнес-школах. Мы очень избирательны (в Стэнфордскую Высшую Школу Бизнеса попасть сложнее, чем в любую другую бизнес-школу мира!), поэтому мы можем позволить себе отбирать только лучших студентов. Мне нравится обучать MBA-студентов – это обворожительно умный и мотивированный народ. Степень MBA не является заменой степени бакалавра, вы должны иметь степень бакалавра, чтобы подать документы и начать учиться на MBA. Средний возраст MBA-студентов — от 25-ти до 33-х лёт. Стэнфордская ВШБ так же предлагает программу на один год для более опытных людей (от 33 до 40). Мой совет – изначально получить опыт ведения бизнеса (в течение 2-4 лет), а затем поступить в бизнес-школу. У нас есть множество разнообразных студентов со всего мира, занятых во всех сферах экономики.
В этом году на Экономическом факультете МГУ проводится 2-й Открытый чемпионат школ по Экономике, который стал правопреемником Экономико-математической Олимпиады, которая ежегодно проводилась в МГУ с 1978 по 2010 год. Будучи школьником, Вам нравилось участвовать в Олимпиадах? Чем они могут быть полезны современным школьникам?
Я не учился в ЭМШ, однако принимал активное участие в Олимпиаде как преподаватель. Некоторые мои вопросы помнят до сих пор 🙂 Да, я думаю, что олимпиады, в том числе эмшовые, очень полезны. Во-первых, они помогают думать нестандартно — умение, которое не развивается в большинстве школ и университетов. Во-вторых, это позволяет сравнить свои сильные и слабые стороны с лучшими людьми отовсюду, а не только с небольшой группой учеников из вашей школы. Кроме того, это расширяет ваш кругозор.
Основная отличием Открытого чемпионата от традиционных школьных олимпиад является наличие командного тура, в котором команды школьников из 8-11 классов решают экономические кейсы. Является ли на Ваш взгляд экономика командным видом спорта? Как бы посоветовали ребятам подготовиться к командном туру?
В Стэнфордской Высшей Школе Бизнеса команды (учебные группы) не только распространены, но и обязательны. К примеру, в классе, которую я обучаю (Корпоративные Финансы) студенты выполняют около 15-ти кейсов в команде. Это очень полезно с многих точек зрения. В жизни большая часть важных решений принимается в команде. Во-вторых, процесс принятия решений в команде отличается от процесса принятия решений в одиночку. В-третьих, члены команды дополняют и поддерживают друг друга. В-четвёртых, в экономике, в финансах и в бизнесе в целом большая часть проблем не имеют уникального правильного решения, и дискуссии по поводу нахождения нужного решения имеют очень важную роль. Однако хотелось бы добавить, что студенты должны учиться и должны уметь работать в командах эффективнее всего, потому как, как минимум в мое время, когда команды не были популярны в школах и вузах. Как я шучу, в Стэнфорде, то, что в России называется «списывание», здесь называется «сотрудничество»