Интервью с Галиной Хейл, выпускницей ЭФ МГУ 1996 года, экономистом федерального резервного банка Сан-Франциско
Галина Хейл – выпускница ЭФ МГУ 1996 года, экономист федерального резервного банка Сан-Франциско (http://www.frbsf.org/economics/economists/staff.php?ghale). Прочитав это интервью, вы узнаете:
— где лучше экономисту реализовываться – в России или за границей?
— каковы преимущества учёбы в Америке?
— какие знания, полученные на Экономическом факультете МГУ, оказались наиболее полезными?
Галина, Вы закончили Экономический факультет МГУ с красным дипломом, а сейчас живете и работаете в США. Скажите, существует ли предложение, которое убедило бы Вас вернуться и продолжить карьеру на родине? И где на Ваш взгляд лучше можно реализоваться экономист в профессиональном плане: в устоявшейся рыночной экономике или в современной российской?
По семейным причинам мне надо быть в Сан-Франциско, поэтому вопрос о возврате в Россию сейчас я даже не рассматриваю. С точки зрения более общего вопроса, где может реализовываться экономист — я думаю, это зависит от умений – некоторые могут принести большую пользу как преподаватели, другие помогают правительству или центральному банку, третьи – популяризуют экономические концепции через книги и медиа, другие – управляют бизнесом. В случае России мне кажется, что экономическое образование масс, правительства и бизнесменов по-прежнему недостаточно. Хотелось бы видеть больше талантливых экономистов в преподавании и правительстве. Для этого, естественно необходимо, чтобы компенсация позволяла это, а то, естественно, все самые лучшие уходят в бизнес и преподают или консультируют правительство на стороне. Этого недостаточно.
Если сравнить российское и американское образование в области экономики, какие преимущества и недостатки есть у каждого их них? Если бы Вы сейчас заканчивали школу, российский или американский ВУЗ Вы бы выбрали?
Боюсь, моё знание о русских вузах устаревшее. Для увеличения уровня я бы американские университеты не рекомендовала – дело в том, что уровень математической подготовки студентов в Америке сильно уступает европейскому (и русскому), поэтому какими бы ни были хорошие преподаватели, технический уровень преподавателя ограничен возможностями среднего студента. Аспирантура – другое дело. Престижные американские университеты, пожалуй, самые лучшие в мире с этой точки зрения. С точки зрения MBA, мне кажется, американские программы хороши, но российские могут быть более полезны, поскольку будут учитывать российскую специфику, в то время как американские программы почти полностью, за очень редким исключением, ориентированы на американскую экономику и американские институты, культурные и законодательные, которые сильно отличаются от российских.
Если проанализировать Вашу текущую работу, какие знания, полученные на Экономическом факультете МГУ, сейчас наиболее востребованы? Какие курсы или преподаватели наиболее запомнились за годы учебы?
Пожалуй, самой полезной оказывается математика, матан в основном, но и линейная алгебра – до сих пор у меня на полке Цыпкин, а недавно я вспоминала теорему о неявной функции. Экономические знания трудно разделить на те, которые я приобрела в МГУ, РЭШ или Беркли. Математические основы (и, пожалуй, основы программирования) были, несомненно, заложены в МГУ и сейчас всё время пригождаются в работе. Наверное, здесь уместно пояснить, что хоть я и работаю на федеральную резервную систему, 80 процентов моей работы – это научные исследования. Соответственно, и преподавателей помню в основном математических – Кострикин и Кочергин (старший) научили не бояться доказательств и выводить, а не запоминать всякие полезные соответствия, Черемных помог научиться обращаться с матрицами, Оревков научил оценивать красоту математических построений – особенно e^(I*Pi)=-1, Кочергин (младший) научил хорошо думать алгоритмически, так что не важно, на каком языке программировать. Из нематематиков – Нуреев на первой же лекции велел учить английский – и я последовала совету, что для меня лично оказалось очень важным. И хотя я до сих пор обожаю говорить по-французски, экономическая наука действительно в основном развивается на английском языке. Ну да, и физкультура, имени тренера я, к сожалению, не помню (много лет прошло), но в лёгкой атлетике я была и сейчас я обязана тренеру тем, что постоянно бегаю и собираюсь участвовать в триатлоне. И хотя мы студентами не очень оценивали историю цивилизаций, мне сейчас эти знания помогают растить собственного ребёнка. Игорь Алексеевич (Кострикин) также помог мне кучей полезных по жизни советов – «количество свободного времени – это величина невозрастающая» — что правда, то правда. Передавайте всем приветы от меня, пожалуйста.
В 2011 году на Экономическом факультете МГУ прошел первый «Открытый чемпионат среди школ по экономике», где школьники 8-11 классов могли попробовать свои силы не только в традиционном индивидуальном зачете, но и в командном решении кейсов. Насколько, на Ваш взгляд, экономика является командным видом спорта? Или это больше индивидуальная профессия? Приняли ли бы Вы в свое время участие в подобном соревновании? Только лично или с командой тоже?
Конечно, с командой лучше. Я вообще командное существо и большинство моих статей пишу с соавторами – хорошо, когда есть с кем посоветоваться. Но есть у меня и сотрудники, которые в основном пишут сами. С точки зрения принятия быстрых решений, мне кажется, командный подход более важен, поскольку сильно минимизируется вероятность серьезной ошибки. Если команда не очень большая, конечно. Когда мы готовим президента нашего федерального резервного банка к участию в собрании FOMC (Federal Open Market Committee — Федеральный комитет открытого рынка) и голосованию по процентной ставке, в этом участвуют около 20 экономистов: 4-5 человек готовят презентации со значительной помощью коллег, в предварительной дискуссии участвуют около 10 человек, проводится множество дискуссий один на один, в окончательной же участвуют человек 20. Таким образом, вся компетенция нашего научно-исследовательского отдела предоставляется в распоряжение нашего президента, и зачастую ответ на конкретный вопрос начинается со слов «я работал над этим последние пару лет…» Так что объединение знаний и интеллекта очень полезно. С точки зрения научных исследований, иногда разногласия между соавторами замедляют процесс, но для меня лично пользы больше, чем вреда. Кроме того, научная работа – это достаточно изолированная работа, и общение с соавторами помогает не превратиться в отшельника-одиночку.
Приняла бы я участие в таких соревнованиях? Конечно, и одна, и с командой.
Чтобы Вы хотели пожелать участникам «Открытого чемпионата 2013»?
Успехов. Мышления «из коробки». И то, что действительно участие важнее победы, и что не надо думать о результатах, а о том, как бы выступить в полную силу своих возможностей, и в соревнованиях, и в жизни. И чтобы не ленились изучать ремесло — математика, статистика, программирование. Большие идеи замечательны, но их нельзя воплотить без знания ремесла.