Елена Тютюнникова, директор практики методологии корпоративной отчетности компании ФБК, выпускница ЭФ МГУ 2000 года
Елена Тютюнникова, выпускница ЭФ МГУ 2000 года, директор практики методологии корпоративной отчетности компании ФБК (www.fbk.ru) .
— насколько много в ФБК работает выпускников Экономического факультета МГУ?
— легко ли найти работу после МГУ?
— выпускники Экономического факультета МГУ в среднем могут ожидать более высокий уровень зарплаты?
Заинтересовались? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете узнать, прочитав это интервью.
Елена, расскажите, чем занимается Ваша практика и какие знания, полученные на Экономическом факультете МГУ, востребованы в Вами в работе? А каких знаний не хватает? Насколько много в ФБК работает выпускников Экономического факультета МГУ?
Когда я заканчивала Университет, финансовая отчетность воспринималась многими как нечто крайне регламентированное, скучное, необходимое исключительно для расчета налогов. А при словах «пользователь отчетности» в голове рождался образ марсианина, которого никто не видел. За прошедшие годы развитие финансовой отчетности в России сделало очень большой рывок. Настолько большой, что иногда я думаю, что развитие экономики не успевает за развитием учета. Огромным стимулом для совершенствования системы учета и отчетности стало вхождение в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). И если раньше число компаний, составляющих отчетность по МСФО, измерялось десятками, то сейчас их уже тысячи. В последние годы стали востребованы задачи, связанные с совершенствованием бизнес-процессов формирования отчетности, в первую очередь, автоматизация подготовки отчетности. Принципы МСФО постепенно начинают проникать и в смежные области, такие как управленческий учет и планирование бюджета. Решение этих задач для крупных компаний в большинстве случаев невозможно без методолога-постановщика. Этим и занимается наша практика.
Говоря о востребованности тех или иных знаний, могу отметить, что весьма полезными оказались знания, полученные в области финансового менеджмента, статистики, эконометрики. В первое время очень не хватало знаний в области бухгалтерского учета.
В компании работает много выпускников Экономического факультета, все они очень эрудированные и целеустремленные сотрудники. Более того, руководство нашей компании: Сергей Михайлович Шапигузов и Елена Григорьевна Проскурня – это люди, чья жизнь тесно связана с Экономическим факультетом.
Представители других вузов иногда говорят, что на Экономическом факультете МГУ дают очень «широкое» образование, а не учат конкретным экономическим профессиям, которые востребованы на рынке. Насколько Вы согласны с данным утверждением? Насколько Вы сами легко нашли работу после МГУ?
Я бы не стала говорить о том, что единственной и даже главной переменной в функции поиска работы является образование. Большую роль в этом процессе играет активная жизненная позиция, да и просто стечение обстоятельств, для кого-то благоприятное, а для кого-то и нет. Я знаю несколько достойных выпускников нашего факультета, которые долгое время не были востребованы в практической деятельности. Мы заканчивали бакалавриат в 1998 году, и я не могу сказать, что на рынке труда в это время выпускников вузов ждали с распростертыми объятиями. По окончании Университета у меня было два предложения: одна вакансия с заработной платой в 80 долларов с перспективой, а другая в 600 долларов, но без особых перспектив. Догадайтесь, что я выбрала. Я всегда считала и считаю до сих пор, что перспектива развития очень важна, в противном случае — зачем вообще поступать в Университет?
Продолжая тему качества образования, полученного на Экономическом факультете, не могу не согласиться с тезисом, что оно действительно «широкое». А вот хорошо это или плохо, каждый решает для себя сам. На мой взгляд, необходим разумный баланс между знаниями, формирующими мышление, и практическими навыками, и если студенты будут занимать более активную позицию в совершенствовании образовательного процесса, движение к этому балансу будет происходить быстрее. Искренне надеюсь на то, что, рассказывая студентам Экономического факультета о том, чем я занимаюсь в своей практической деятельности, я способствую повышению полезности знаний, полученных во время обучения.
В 2011 году Экономический факультет МГУ занял первое место в зарплатном рейтинге финансовых вузов, составленном порталом SuperJob (http://www.superjob.ru/research/articles/1464/zarplatnyj-rejting-finansovyh-vuzov/). Насколько, по Вашим оценкам, выпускники Экономического факультета МГУ в среднем могут ожидать более высокий уровень зарплаты? И с чем это может быть связано?
Скажу вполне откровенно, с позиции работодателя нет никакого резона переплачивать за «лейбл», если он не подкрепленным знаниями и способностями кандидата. Можно быть сторонником прикладного либо общеразвивающего образования, но есть достаточно ограниченный перечень экономических вузов / факультетов вузов, в отношении которых можно говорить о наличии стандарта образования. В ситуации, когда в стране количество экономистов и юристов резко превышает количество инженеров и технологов, соблюдение этого стандарта сильно затруднено. В этих условиях работодатель ориентируется на вузы с историей и именем, чтобы хоть как-то оградить себя от приобретения от «кота в мешке». Соответственно, отвечая на вопрос, есть ли реальные предпосылки к тому, чтобы получать больше, чем студенты никому не известных вузов, могу определенно сказать – да. Вопрос предпочтений между ведущими экономическими вузами – это вопрос вкуса. Конечно, как человек, окончивший Университет, я питаю слабость к МГУшникам и очень радуюсь, когда попадаются умные и активные студенты и выпускники.
Многие выпускники говорят, что учеба в МГУ запомнилась не только учебой, но и насыщенной студенческой жизнью. А какие события наиболее запомнились Вам? С кем из однокурсников Вы поддерживаете отношения?
Я не могу сказать, что я поддерживаю отношению с большим количеством однокурсников, хотя социальные сети вносят в этот процесс посильный положительный вклад. У меня есть несколько хороших друзей, оставшихся со времен Университета, таких как Наталья Голоскокова, Елена Козлова. Самые яркие впечатления от жизни в общежитии, которая сильно помогла развитию таких качеств как чувство юмора и стрессоустойчивость, а также дала пищу для шуток и воспоминаний на много лет вперед. Трудно выделить что-то одно: это и походы в Пушкинский музей, для лучшего усвоения курса «История мировых цивилизаций», шашлыки в электрогрилле на крыше общежития (категорические не советую повторять!), прогулки по ночной Москве с поиском дома по звездам. Помню, как налепили несметное количество пельменей на свадьбу Дэна Порошина и Тани Варюхиной. Кстати, история мировых цивилизаций внесла существенный вклад в окультуривание нашего быта — нашему другу Александру Лукьяненко мы подарили на день рождения пивную канистру с гравировкой «ПИФОС».
В 2012 году 22 апреля на Экономического факультете прошёл второй Открытый чемпионат школ по экономике (http://openchampionship.ru/), где талантливые школьники со всей России как лично, так и в составе школьных команд решали экономические задачи и кейсы. Насколько, на Ваш взгляд, такие события полезны в жизни будущих экономистов? Как бы Вы посоветовали подготовиться к такому мероприятию?
Мне кажется, что решение кейсов — это одно из самых увлекательных приключений для экономиста, потому что экономика – это квинтэссенция современной жизни. Я думаю, что к чемпионату сложно подготовиться за день или за неделю. Очень важно, чтобы человек был погружен в современные экономические реалии, регулярно читал новости, комментарии практиков, ну и, конечно, развивал наблюдательность. Креативные идеи можно подсмотреть везде: в магазине, кинотеатре, на улице.
Я считаю, что главное — это активная жизненная позиция и воля к победе. Много раз сталкивалась с тем, что из, казалось бы, безвыходных ситуаций находится неожиданный выход. Для подтверждения этого тезиса я всегда привожу историю со своим поступлением в Университет: сдав вполне прилично первые три экзамена, придя на сочинение, я обнаружила три темы, каждая из которых повергала меня в ужас: сюжет и композиция «Ревизора», образ «Родины» (могу ошибаться) в поэзии Блока и еще одна, о названии которой я умолчу. Первая тема была отвергнута как литературоведческая, вторая — за отсутствием в памяти соответствующих стихов, ну а третья – со стыдом скажу — на тот момент не читала. Поскольку отступать было некуда, справившись у соседки справа (до сих пор вспоминаю с благодарностью этого добрейшего человека) о названиях рассказов и именах главных героев я написала десять страниц сочинения и получила «зачет». Можно сказать – повезло, но ведь в борьбе же. Так что никогда не позволяйте унынию отнимать вашу жизненную энергию.