Интервью с Владимиром Сергеевичем Автономовым, экономистом, членом-корреспондентом РАН
Владимир Сергеевич Автономов, российский экономист, д.э.н., член-корреспондент РАН (секция международных отношений), научный руководитель факультета экономики НИУ ВШЭ с 2011 года, декан факультета экономики НИУ ВШЭ в 2000-2011 годах.
Владимир Сергеевич, Вы являлись деканом экономического факультета 11 лет. Расскажите, как меняются студенты год от года, меняются ли их приоритеты, желания?
За все это время, к сожалению, динамика абитуриентов отрицательна. Вероятно это связано с ухудшением качества современного школьного образования, поэтому на первом курсе значительная часть времени уходит на заполнение пробелов знаний по математике и иностранным языкам, вместо получения новых интересных знаний.
Как Вы считаете, каким образом можно достичь высот в карьере? Какие советы можете дать нашим школьникам, чтобы быть успешным?
Мой главный совет заключается в том, что нужно делать то, что интересно. Попытки ориентирования на более надежную или практичную специальность, скорее всего, обречены на неудачу. Тут у меня есть хороший пример из жизни: после окончания МГУ я работал в секторе мировой экономики и экономических отношений, однако лично у меня к этому не лежала душа, и особого прогресса, честно сказать, не было. Позже я нашел себя в поведенческой экономике, и это меня захватило – появился интерес, а за ним последовал и успех.
Вот уже третий год подряд Экономико-Математическая школа и Экономический Факультет МГУ проводят Открытый чемпионат школ по экономике. Главной особенностью чемпионата является наличие командного тура. Насколько, на Ваш взгляд, экономисту важно уметь работать в команде, и с какого возраста нужно развивать в себе эти навыки?
Умение работы в коллективах является ключевым в развитии личности. Сложно оценивать необходимость обладания этим навыком конкретно для экономистов, однако для специалистов, занятых в сфере менеджмента, он является основным, так как без него проект вряд ли получится. В университетах Европы, например, выполнение коллективных проектов является одним из главных предметов. Конечно, если вы собираетесь стать исследователем-экономистом и работать индивидуально, этот навык теряет вес, но сейчас в научном мире все реже выходят статьи, подписанные одной фамилией, а это значит, что появляется необходимость находить общий язык со своим соавтором.
На Ваш взгляд, как правильно нужно формировать команды для Открытого Чемпионата? Как должны быть распределены роли и функции между игроками?
Я считаю, что команды для Чемпионата очень схожи с командами в игре “Что?Где?Когда?”: очень многое зависит от капитана, который знает все сильные стороны своих игроков. Например, мой знакомый Андрей Ленский, известный игрок в “Что?Где?Когда?”, знал всех членов команды: на кого опереться, кому передать вопрос в трудной ситуации. Так и тут стоит учитывать индивидуальный подход к каждому игроку со стороны лидера, ведь любая работа в команде тесно связана с психологией.
Что Вы можете пожелать участникам Открытого Чемпионата, которые хотят участвовать, но боятся проиграть?
Без поражений в жизни ничего не бывает. Есть замечательная японская игра Го, которая заключается в том, что нужно окружить шашками наибольшую территорию. Если ты играешь в Го и стремишься ничего не потерять, то ты точно проиграешь в итоге. Смысл игры в том, что вы готовы отдать что-то своё в обмен на что-то другое. Эта игра учит культуре поражения, что очень важно. Конечно, после проигрыша всегда горькое чувство разочарования, но ведь это бесценный опыт. Могу привести пример из своей жизни: я был очень подавлен и разочарован, когда рецензии на мой первый вариант кандидатской диссертации были совершенно разгромные, однако это заставило меня еще более усердно над ней работать, в итоге я ее защитил, и все было хорошо. Наверное, это просто жизненное правило, что если вы не терпите поражения, то вряд ли добьётесь успеха.