Интервью с Наталией Павловной Иващенко, заведующей кафедрой Экономики инноваций ЭФ МГУ

Наталия Павловна Иващенко, выпускница аспирантуры Экономического факультета МГУ (1977), заведующая кафедрой Экономики инноваций ЭФ МГУ, директор Школы Молодого Предпринимателя.

Наталия Павловна, Ваша жизнь уже многие годы связана с обучением талантливых школьников и студентов. Почему Вы выбрали для себя профессию педагога?
Я выросла в семье педагогов, мои родители были преподавателями – отец преподавал литературу, а мать – историю. Поэтому любовь и склонность к этой профессии у меня, можно сказать, «в крови». Еще в детстве на традиционный вопрос – «Кем ты хочешь стать?» – я отвечала: «Буду учительницей!» Уже в школе учителя привлекали меня к проведению уроков, поэтому, думаю, выбор моей профессии вполне закономерен. Я очень рада, что мои мечты об этой профессии сбылись, я люблю своих школьников и студентов и надеюсь, что наша любовь взаимна. Это большое счастье, когда вокруг тебя собираются одаренные молодые люди, и мы вместе реализуем новые идеи, создаем новые проекты и  структуры.

Я вспоминаю, как в далеком 1991 году ко мне после занятий (тогда я читала курс «Экономика промышленности») подошел мой студент 3 курса Володя Зражевский и предложил несколько коммерческих проектов (страна перешла к рынку!). Мы выбрали проект по подготовке школьников к поступлению на экономический факультет МГУ – так родилась Школа молодого предпринимателя, которая стабильно и устойчиво работает на экономическом факультете вот уже 22 года. А Владимир Владимирович Зражевский – ныне доктор экономических наук, банкир, прекрасный профессионал. Мы по-прежнему поддерживаем с ним добрые отношения, я горжусь его успехами.

Другой мой студент – Юрий Митин – также, будучи на 3 курсе бакалавриата, предложил вместе со своим другом Михаилом Хомичем читать студентам вне учебного плана учебный курс «Практика бизнеса», который имел огромный успех. Учитывая масштабы и популярность этого курса, я предложила на его основе создать Студенческий бизнес-клуб, который прекрасно работает с 2009 года, сейчас его возглавляет Даша Комарькова. Между прочим, не могу не сказать, что Юрий Митин признан лучшим молодым лектором МГУ, а межфакультетский курс «Основы предпринимательства», который они читают вместе с Михаилом Хомичем в этом семестре, посещают свыше 850 студентов со всех факультетов МГУ. Сейчас они оба являются содиректорами Студенческого бизнес-инкубатора, созданного при поддержке ректората и Научного парка МГУ, а также научными сотрудниками кафедры экономики инноваций.

Этими примерами мне хочется подчеркнуть, как важна инициатива самих студентов – новые идеи рождаются в их светлых головах, а мы их поддерживаем, помогаем эти идеи реализовать, и ребята всегда отлично чувствуют и знают, к кому можно прийти за поддержкой. Наверное, это происходит потому, что мы вместе создаем атмосферу творчества, взаимопонимания, доброжелательности, и в такой обстановке и рождаются инновации и «выращиваются» новые кадры. И в этом радость профессии педагога.

Вы являетесь создателем Pre.Инкубатора для школьников. Почему Вы считаете, что детей нужно готовить к бизнес-реалиям уже в школьном возрасте?
Хочу уточнить – я только содействовала созданию и окончательному оформлению Pre.Инкубатора для школьников, а идея, опять же, принадлежит нашим студентам – Олегу Панину и Александру Морозову. Несколько лет мы вместе работали с различными школами г. Москвы, а затем при поддержке Московской Ассоциации Предпринимателей и экономического факультета МГУ и была создана эта новая структура – Pre.инкубатор для школьников, торжественное открытие которого состоялось на экономическом факультете МГУ 21 октября 2012 года. Создание Pre.Инкубатора явилось новым этапом в формировании инновационной среды на экономическом факультете МГУ, способствующей развитию предпринимательских навыков среди молодежи (наряду с другими инновационными структурами, о которых я рассказала выше).

Я придаю созданию Pre.Инкубатора огромное значение. Почему?

Во-первых, потому что мы, прежде всего, встраиваемся в общий мейнстрим развития – во всем мире университеты сегодня проходят этап существенной трансформации – наряду с обучением и исследованием (первая и вторая функции университетов) они приобретают третью функцию – предпринимательскую, связанную с коммерциализацией результатов научно-исследовательской деятельности. Следовательно, возникает новая роль, новая миссия современного образования – подготовка кадров, адекватных требованиям новой экономики, обладающих новыми предпринимательскими компетенциями и инновационным типом мышления.

Во-вторых, успех инновационного развития России во многом зависит от наличия сетей инноваторов и предпринимателей, увлечённости разных слоёв общества наукой и технологиями. Но сейчас в обществе наблюдается недостаточное распространение позитивного интереса к инновационному предпринимательству, к «полезным» технологиям. Молодые люди до сих пор не рассматривают создание и развитие собственных инновационных проектов и компаний как правильную и интересную карьеру. Более того, если среди первокурсников российских вузов доля тех, кто планирует работать в сфере науки и инновационного предпринимательства, составляет примерно 60-70%, то среди выпускников – всего два процента. Это свидетельствует о том, что инновационность по мере процесса обучения в России не растет, а падает, причем стремительно. Именно поэтому, на наш взгляд, следует повсеместно внедрять концепцию непрерывного обучения основам предпринимательства для школьников уже на самых ранних этапах.

Чем раньше – тем лучше. Обучая школьников бизнесу, мы позволяем им уже со школьной скамьи понять, что такое предпринимательство, понять его специфику, понять, насколько важно развивать бизнес (в том числе и инновационный бизнес!) в нашей стране. Образовательная программа PRE.Инкубатора позволит школьникам развить навыки предпринимательского мышления и успешного бизнесмена. В рамках программы участники смогут понять ключевые законы бизнеса, финансов, маркетинга, особенности создания нового предприятия, научатся составлять бизнес-планы и защищать проекты перед внешней аудиторией. Школьника необходимо сориентировать на то, что любой вид его деятельности должен приносить конкретный результат, поэтому проектные технологии обучения должны быть определяющими – каждый ребенок должен сделать пусть маленький, но собственный проект. Мы были удивлены, но у нас в PRE.Инкубаторе на занятия приходят и участвуют в создании проектов даже родители!

Таким образом, PRE.Инкубатор – это новая инновационная площадка, где школьники могут погрузиться в реальный мир бизнеса, получить все необходимые умения и навыки для того, чтобы в командах развивать собственные идеи.

Сейчас есть запросы от регионов о распространении этого опыта для других школ России.

21-го апреля пройдёт третий Открытый Чемпионат школ по экономике. Как Вы думаете, насколько важно для школьника участвовать в олимпиадах?
Я считаю, что олимпиадное движение – это очень правильное направление для современных школьников. Тот, кто умен, инициативен, полон стремлений и идей, хочет постоянно развиваться, чувствует в себе силы и амбиции – это его!

Участие в Открытом Чемпионате школ по экономике, который проходит в МГУ уже в третий раз, – очень важное дело для тех, кто хочет проверить себя. Проверить, прежде всего, с точки зрения правильности выбранного направления – а та ли это сфера, которая мне действительно нужна? Кроме того, участие в Чемпионате (как и в любой другой Олимпиаде) – это проверка себя на «прочность» – умение сосредоточиться, умение в сжатое время принять правильное решение, проверка себя на психологическую устойчивость. Это экстрим, который надо испытать! И испытать обязательно тем, что хочет поступать в такие ведущие вузы, как МГУ – ведь этот вуз готовит элиту страны, специалистов самого высокого класса.

Участие в Чемпионате – это и возможность продемонстрировать неординарность мышления, творческий подход, а также, что особенно важно в современных условиях, – командный дух, способность работать на одну цель с  самыми разными характерами.

Культивируете ли Вы в своих педагогических проектах мысль о том, что экономика – «командный вид спорта» или думаете иначе?
Абсолютно в этом убеждена. Время одиночек давно прошло. Даже в фундаментальной науке изменились принципы ее развития – все значимые результаты достигаются (за редким исключением) только научными коллективами. Поэтому командная работа, умение работать в коллективе – важнейшая составляющая любого предпринимательского успеха. Не случайно сейчас так распространены и с успехом проходят различные конкурсы, в основе которых – командная работа.

Например, кафедра экономики инноваций, которой я руковожу, ежегодно проводит в рамках учебного курса «Экономика инноваций» Конкурс студенческих инновационных проектов. В конкурсе участвуют свыше 300 человек (4 курс бакалавриата, 13 групп), и он включает три тура (отборочный тур, полуфинал и финал).

В ходе конкурса формируется около 60 студенческих команд, которые на основе собственных инновационных бизнес-идей разрабатывают бизнес-планы и создают проекты малых инновационных компаний. Все участники финала получают призы в различных номинациях; победители, занявшие 1-2-3 места, получают ценные подарки. Кроме того, победители Конкурса приглашаются на Конкурс инновационных проектов, который проводится Научным Парком МГУ в рамках «Формулы Успеха». Наиболее значимые проекты затем могут быть поданы на получение финансирования в программы Научного парка МГУ «СТАРТ» и «У.М.Н.И.К». В качестве главного приза победителям предоставляются бесплатные места в Студенческом бизнес-инкубаторе МГУ.

По отзывам студентам, наш курс является одним из самых интересных, и я понимаю, почему – мы даем возможность каждому студенту почувствовать себя настоящим предпринимателем! И многие из них таковыми уже стали – упомяну мою Лену Шабусову (сейчас она магистр 2 года, скоро защищает магистерскую диссертацию), которая вместе со своей подругой Ольгой Лобановой создала компанию FriendsBook и успешно ведет свой бизнес.

Но еще раз повторю – навыки командной работы следует развивать раньше, как мы это делаем в PRE-инкубаторе, где обучение и познание идет через практику и опыт, через новые формы подачи материала (игры, тренинги, деловые и ролевые игры, ко-воркинги и др.), через погружение школьников в реальные ситуации бизнеса. Новейшие образовательные методики, несомненно, будут способствовать развитию новых командных навыков, которые очень пригодятся в будущем не только для развития бизнеса, но и для жизни.

Поэтому я очень порадовалась, когда узнала, что теперь в Открытом Чемпионате помимо традиционного индивидуального зачета проводится и командный турнир. Это очень важно, актуально и своевременно!

Спасибо за Ваши ответы. Хотели бы вы пожелать что-то нашим участникам?
Будьте настойчивы и амбициозны! Дерзайте, стремитесь ко всему новому и знайте – нет ничего непреодолимого – стоит только захотеть. И мечтайте – какая же жизнь без крылатой мечты!

Add yours ↓

Comments are closed.