Татьяна Воротникова — выпускница ЭФ МГУ
Татьяна Воротникова, выпускница экономического факультета МГУ, менеджер в совместном проекте Минфина и Всемирного банка, поделилась с нами своей историей.
Почему Вы поступили на экономический факультет? Было ли это Вашей мечтой?
Совершенно не было. После школы я поступала в другой вуз, но не поступила (тогда ещё не было ЕГЭ, нужно было сдавать вступительные экзамены — мне не хватило баллов). Чтобы заниматься чем-то в течение следующего года (пока, как предполагалось, я буду готовиться к повторному поступлению), я пошла работать на экономический факультет к Леониду Азимову. Начала заниматься делами Экономико-математической школы, много общалась с эмшовыми людьми — и постепенно поняла, насколько экономика — интересная и разносторонняя наука.
Как Вы можете охарактеризовать годы, проведённые в стенах факультета? Нравился ли Вам процесс обучения?
В моё время учебный план на экономическом факультете МГУ довольно сильно отличался от нынешнего – было намного меньше возможностей выбора и намного больше обязательных курсов. Поэтому что-то нравилось больше, что-то меньше, но, в целом, действительно бесполезных для меня или скучных курсов оказалось довольно мало.
Не могу сказать, что я активно участвовала в студенческой жизни, больше в жизни ЭМШ :), но эти годы в любом случае стали очень интересными и полезными.
Что дало Вам обучение на экономическом факультете МГУ? Какие полезные для жизни уроки Вы извлекли?
Прежде всего, экономический факультет дал возможность общаться с множеством замечательных и ярких преподавателей, специалистов в своей области. Один из потрясающих уроков заключался, наверное, в том, что не существует такой области или темы, которая будет для слушателей скучной, если о ней рассказывает увлеченный профессионал (обратное, конечно, тоже верно).
Второе важное умение, которое дает университет, — это получение некоторой базы, которая позволяет в дальнейшем понимать, если ты сталкиваешься с какой-то темой, которую тебе нужно изучить глубже, где именно искать нужный материал и как подбирать источники. Невозможно выучить всё за время обучения в университете (к тому же многое со временем забывается), но можно научиться учиться.
И, конечно, экономический факультет дал возможность познакомиться с огромным количеством интересных людей — не только преподавателей, но и студентов, выпускников, — со многими из которых мы до сих пор с удовольствием общаемся.
Связана ли Ваша нынешняя работа с экономикой? Чем Вы занимаетесь и почему Вам это интересно?
Да, непосредственно связана. Я работаю в качестве одного из менеджеров в совместном проекте Минфина и Всемирного банка, посвящённом повышению финансовой грамотности населения России. Тема очень важная и интересная, поскольку в этой области ещё существует много проблем. А в самой работе больше всего интересно её разнообразие – приходится сталкиваться с самыми разными подпроектами: и с созданием учебников для школьников, и с проведением статистических исследований, и с разработкой информационных кампаний и т.д. и т.п.
Что Вы можете сказать про Открытый чемпионат школ по экономике? Имеете ли Вы к нему непосредственное отношение? Если да, то как Вы были вовлечены в процесс организации Чемпионата? Чем, по Вашему мнению, ОЧ полезен для школьников?
Мне кажется, что ОЧ — это очень важный проект и во многом уникальный в сегодняшней системе школьного образования. С одной стороны, он ориентирован на нестандартные задачи, где требуется не только владеть предметом, но зачастую и размышлять творчески. С другой стороны, и те, кто проводят Открытый чемпионат, и те, кто в нем участвуют, — настоящие фанаты своего дела, и цель организаторов — делать ОЧ всё лучше и лучше год от года. Мне кажется, это удаётся.
Для школьников уникальность Открытого чемпионата, конечно, в получении навыков командной работы. Честно говоря, в дальнейшем, когда школьник становится студентом, потом заканчивает университет, и, наконец, приходит на работу, ему довольно редко приходится сталкиваться с ситуацией, когда нужно решить какую-то задачу индивидуально. Практически всегда нужно работать с командой. А значит нужно уметь, с одной стороны, показать себя в команде с лучшей стороны, а с другой стороны, — быстро разобраться, как эффективно использовать при решении задачи навыки других членов команды, у кого, например, лучше получается генерировать идеи, формулировать финальное решение, кто силен в расчётах. Всё это очень важно в реальной жизни и, к сожалению, работать в команде довольно редко учат в школах.
Что касается моего личного вклада в ОЧ, то моя задача заключалась в составлении заданий одного из первых Чемпионатов, а сейчас я больше помогаю организаторам в вопросах оформления финансовых отчётов для спонсоров, благодаря которым победители и призёры Открытого чемпионата получают такие замечательные подарки (ноутбуки, телефоны, планшеты и т.д.). У ОЧ много спонсоров, в том числе тех, кто поддерживает Чемпионат из года в год, поэтому это довольно важная и объёмная часть работы.
Что бы Вы хотели пожелать школьникам, интересующимся экономикой?
Ребята, прежде всего — избавьтесь от стереотипов! Что бы вы ни думали об экономике, как бы вы её себе ни представляли, на самом деле она намного разнообразнее и интереснее! Возможно, это единственная область знаний, где каждый может найти то, что ему по душе. Если вам нравится математика — вы можете после окончания университета работать с более сложными математическими вычислениями, чем большинство выпускников мехмата! Если вам нравится работать с людьми — существует множество экономических профессий, где этот навык жизненно необходим. Если же вам нравится история и поиск закономерностей в исторических процессах – это огромный и еще недостаточно изученный пласт экономической науки. И это только несколько примеров.